Принять решение за 17 миллисекунд
Адвокат, руководитель практики «Антимонопольное право» в адвокатском бюро «Иванян и партнеры» Екатерина Смирнова отмечает, что эстетический интеллект представляет собой возможности воспринимать, интерпретировать и выражать чувства, которые у нас возникают в связи с восприятием объекта реальности. Объектом при этом может быть все, что угодно.
Если мы красиво описываем какой-либо предмет, и собеседнику понятно, о чем идет речь, то это значит, что между нами состоялась эстетическая коммуникация. Она включает в себя визуальное, тактильное, аудиальное и любое другое восприятие. Именно через него и происходит коммуникация. В этот момент включается эстетический интеллект. Он сводится не только к базовому умению видеть, чувствовать и воспринимать красоту. Речь идет и о бессознательном моментальном восприятии. К примеру, Google провел исследование, по результатам которого было выявлено, что человек принимает решение, нравится ему сайт или нет и оставаться на нем или нет, за 17 миллисекунд.
Помимо этого у эстетического интеллекта есть функциональная нагрузка, которая заключается в том, чтобы с помощью доступных органов чувств сделать объект более понятным для визави. В юриспруденции это не менее важно, чем в продажах, ведь юрист, во-первых, продает свои услуги, а во-вторых, продает идеи. К примеру, в суде он продает свое видение спора.
Каналы эстетического интеллекта:
-
Визуальный
Это то, как мы выглядим, допустим, в суде. Некоторые иностранные коллеги выступают там в париках и мантиях, но и в России юрист может нести определенный посыл своим внешним видом. Или, например, наш сайт. При его просмотре через визуальный канал формируется представление о компании. Любой документ также воспринимается именно через этот канал путем восприятия его оформления.
-
Аудиальный
Значение ораторских навыков для юриста сложно переоценить. Тембр голоса и темп речи — все это влияет на собеседника.
-
Тактильный
Даже такой канал может быть задействован в определенных случаях. Например, если в суд в качестве доказательства мы приносим макет объекта, о котором идет спор, то судья воспринимает наши доводы не только на интеллектуальном уровне, но и, в буквальном смысле слова, может их потрогать.
-
Обонятельный и вкусовой
Вряд ли эти каналы принесут пользу в суде, но если речь идет об общении с клиентом, то эстетическая коммуникация легко может возникнуть и во время хорошего обеда.
Конечно, юриспруденция подразумевает приверженность консервативному направлению. В первую очередь, нужно реализовывать функциональную составляющую позиции, но очень полезно дополнять ее эстетической. Так, не отрицая базовую значимость интеллекта, мы можем пользоваться всеми каналами эстетической коммуникации, чтобы лучше понять друг друга.
Шведский стол по Legal Design
Структурирование важно и с позиции формы, и с позиции содержания. Умение структурировать мысли является базовым элементом коммуникации. В странах общего права этому даже учат.
Руководитель компании LFCS, автор курса по Legal Design для Legal Academy Юрий Борисов рассказывает, что существует два доступных способа структурировать коммуникацию:
Способ I: Вопрос — Применимое право — Анализ — Вывод
Способ II: Краткий вывод — Применимое право — Анализ
Первый способ предельно логичен и позволяет «разложить все по полочкам» — вначале вы озвучиваете проблему, а в конце — ее решение. Второй способ предполагает, что документ начинается с ответа. Так как иногда клиент не очень внимательно следит за ходом нашей мысли, можно применить систему, аналогичную шведскому столу. Собеседник возьмет столько, сколько посчитает нужным, получив всю необходимую информацию в самом начале.
Какими еще знаниями необходимо обладать юристу для эффективного взаимодействия с судом, коллегами и клиентами, рассказывают участники дискуссионной сессии «Legal Design как эстетическая коммуникация в праве».
Источник изображения: pixabay.com