Контент скопирован: как доказать кражу идеи для поста в социальных сетях

Российский суд впервые вынес штраф за кражу сценария рилса – короткого видео, размещенного в социальных сетях. Как такой вердикт скажется на блогосфере? Увеличится ли количество подобных кейсов о защите авторских прав? И как доказать, что идею для вашего поста или видеоролика скопировали, «Сфера» разбиралась вместе с экспертами.
Время прочтения: 6 минут

На 300 тысяч рублей оштрафовали риелтора Сергея, который украл сценарий рилса у эксперта по недвижимости из Петербурга Юлии. Последняя сняла видео на тему: «Что делать после погашения ипотеки» и разместила его на своей страничке в одной из социальных сетей. Ролик завирусился и собрал 11 миллионов просмотров. Одним из тех, кто посмотрел публикацию, был будущий ответчик по делу о компенсации за незаконное использование рилса. Он дословно переснял видеоролик и также разместил его в интернете. В итоге девушка подала иск на 500 тысяч рублей. Суд удовлетворил запрос, однако сумму ущерба оценил в 300 тысяч.

«Использовать чужие идеи законом не запрещено. А вот взять чужой готовый видеоролик и его переработать (переснять, например) — нельзя. Это нарушение авторских прав на произведение. Ролик ответчика с советами о погашении ипотеки – это больше, чем совпадение идеи. Скопировано было текстовое произведение, последовательность, структура (то есть сценарий)», — поясняет старший юрист Seven Hills Legal, старший преподаватель НИУ-ВШЭ Александра Бахтиозина.

Кейсы с плагиатом

Хоть СМИ и пишут, что суд впервые оштрафовал россиянина за копирование контента, такие кейсы в практике юристов уже встречались. Так, Полина Возиян, юрист по интеллектуальной собственности, руководитель юридического агентства Ation Law, рассказывает, что к ней обращался кулинарный блогер, который создал серию уникальных рецептов и публиковал их на YouTube. Спустя время он обнаружил, что другой контент-мейкер начал использовать его рецепты, снимая практически идентичные видео.

«Мы собрали все необходимые доказательства, включая временные метки оригинальных публикаций и технические данные с интернет-платформы, затем отправили претензию нарушителю. В результате переговоров было достигнуто соглашение о выплате компенсации нашему клиенту», — рассказывает Полина Возиян.

Еще один кейс, с которым работала эксперт, — история фитнес-инструктора. Специалист разработала уникальную тренировочную программу и публиковала видео-уроки в своей социальной сети. Спустя время другой тренер начал публиковать аналогичные ролики, копируя их практически дословно.

«Мы собрали детальные описания тренировок, переписки и оригинальные видеоматериалы, направили претензию. В этом случае все также закончилось соглашением о компенсации», — вспоминает юрист по интеллектуальной собственности.

В большинстве случаев подобные вопросы решаются в претензионном порядке, добавляет эксперт.

Украденный контент

Полина Возиян поясняет, что идея поста или видео не охраняется авторским правом. Оно защищает конкретное ее выражение.

«Это связано с тем, что одну и ту же идею можно реализовать совершенно разными способами, что делает практически невозможным обвинение в плагиате. Но на практике он виден невооруженным взглядом. Если два рилса выглядят одинаково, с идентичной постановкой, монтажом и даже текстом, это наверняка означает, что одна из сторон скопировала контент у другой», — продолжает эксперт.

Она приводит перечень доказательств того, что контент украден:

  • Визуальное сходство: если ваш рилс или пост практически идентичен другому. Например, вы создали уникальное видео с определенной хореографией, и вдруг видите такой же ролик у другого пользователя.
  • Текстовое совпадение: если ваши тексты или описания копируются, это легко доказуемо.
  • Временные метки: очень важно показать, что вы были первым создателем контента. Почти во всех публикациях можно проверить дату и время.
  • Технические данные: метаданные файлов, журналы активности на платформе и прочая техническая информация также могут быть использованы как доказательства авторства.
  • Свидетельские показания: если у вас есть коллеги или друзья, которые видели, как вы создавали контент, их показания также могут использоваться.

Распространенный способ сделать чужой контент «своим» — добавить в него индивидуальности.

«Взять ту же идею, но снять свои пять советов, что делать после погашения ипотеки, со своими шутками и фразами. Разница в том, что тема (идея) останется схожей, но форма ее выражения будет другой», — говорит Александра Бахтиозина.

Она добавляет, что авторство на произведение обычно доказывается наличием сценария, эскизов, неудачных дублей при подготовке, более ранней датой обнародования (опубликования в соцсетях) произведения.

«Чтобы определить, была ли переработка, суд может назначить экспертизу», —  говорит она.

Поле для деятельности

Эксперты уверены, что в дальнейшем количество подобных кейсов будет неуклонно расти.

«Социальные сети стали настоящей ареной для креативных идей и бизнес-инициатив, что неизбежно приводит к конфликтам. Рост числа дел, касающихся плагиата, приведет к увеличению нагрузки на судей и юристов, которым придется разбираться в сложных вопросах цифрового авторства и интеллектуальной собственности, а также давать оценку и устанавливать критерии так называемому «вирусному контенту», — считает Полина Возиян.

Но и у этой медали есть оборотная сторона — станет понятна методика оценки, что, несомненно, повлияет на «дисциплину» тех, кто попытается украсть чужие сценарии для роликов и постов в будущем. Кроме того, отмечает Александра Бахтиозина, большинство нарушений такого рода совершаются не «злодеями», а из-за непонимания, что можно, а что нельзя.

«Чем больше дел рассмотрят суды, тем быстрее выработают критерии, где будет прописана та тонкая грань между «вдохновился идеей» (ничего не нарушил) и «скопировал ролик» (нарушил авторское право). Это будет способствовать большей правовой определенности. А когда люди более четко понимают, за что наказывают, а за что нет, со временем и нарушений становится меньше», —  резюмирует она.

Рекомендуем

Статья

Без автора или правообладателя: как защитят «сиротские» произведения

Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», устанавливающий правовой режим для использования произведений, авторы которых неизвестны. О подробностях узнала «Сфера».

Статья

Съемка в театре и кино: как безопасно запечатлеть искусство

Фразу «съемка запрещена» можно услышать от охранника во многих местах, не важно, где именно вы достали телефон или фотоаппарат: в музее, театре, на выставке или во время киносеанса. Порой помимо словесных предосторожностей, к нарушителю могут применить более строгие меры, например, вывести под руки. В каких местах съемка действительно запрещена законом, а где фотографировать или снимать видео можно без опасений, разбиралась «Сфера».

Авторский взгляд

«Способы защитить свои права есть»: интервью о проблемах и возможностях интеллектуальной собственности в России

Технологии продолжают стремительно развиваться, параллельно с ними должно совершенствоваться и законодательство, в том числе и в сфере интеллектуальной собственности. Но так ли это на практике? О новых возможностях защиты интеллектуальных прав, принудительном лицензировании, санкциях и использовании нейросетей в работе юриста «Сфера» поговорила с юристом по интеллектуальной собственности, автором публикаций по вопросам прав интеллектуальной собственности, автором общеобразовательного Telegram-канала «Вычислить по IP» Анастасией Сковпень.

Нужно хоть что-то написать