Нововведения призваны урегулировать проблемы «сиротских» произведений, срок охраны которых предположительно еще не истек, но разрешение на их использование получить невозможно, так как автор или правообладатель не выявлен. Но сейчас в российском законодательстве нет понятия «сиротского произведения». Однако, в методических рекомендациях по архивным документам Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) его определяют следующим образом.
Сиротское произведение – это произведение, охраняемое авторским правом, но при этом автора данного произведения невозможно идентифицировать.
Руководитель практики «Интеллектуальная собственность» ЮК «Лемчик,Крупский и Партнеры» Елена Баршай отмечает, что необходимость в таких изменения возникла из-за цифровизации, ведь при попытках оцифровать библиотечные фонды, архивы, организации выявили, что более половины наполнения фондов – произведения-сироты.
«Интересно, что в некоторых странах, таких как Япония, США и иные такая практика уже успешно применяется. К примеру, в Европе подобный закон существует с 2012 года, и разрешает использовать произведения, по которым проводился скрупулезный поиск владельца, но не увенчался успехом. В таком случае, работа официально признается «сиротой», вносится в Европейский реестр таковых, становится доступной только в общественных целях (и только для библиотек, архивов, музеев) для государств-членов ЕС», – рассказала Елена Баршай.
Причины возникновения «сиротских» разработок
Эксперт выделяет несколько причин, среди которых:
- прекращение деятельности юридического лица;
- смерть автора, не имевшего наследников;
- давность произведения;
- утеря/повреждение отметки об авторстве,
- утеря оригинала, которая ставит под сомнение с течением времени возможность найти правообладателя.
Цель инициативы
Основной целью законодательства, замечает эксперт, является оцифровка и определение правового статуса произведений. Сейчас использовать подобные творения на законных основаниях по общему правилу нельзя, ведь автор может в любой момент объявиться, и доказать, что были предприняты должные попытки его обнаружить будет сложно.
«Это касается и большой части наследия объектов культуры и искусства, которые по факту нельзя использовать никому, так как автор не давал на то разрешения, и как итог, они выпадают из общественного пользования», – объяснила «Сфере» специалист.
Создается некий правовой пробел и отсутствие механики «легитимизации» сиротских произведений – к кому идти, у кого спрашивать согласия, если автора нет? Получается, отмечает Елена Баршай, замкнутый круг.
Изменения направлены на установление порядка правомерного использования объектов авторских и смежных прав, авторы или правообладатели которых неизвестны. Механика состоит в предоставлении лицу, заинтересованному в использовании такого произведения, неисключительной возмездной лицензии, которая после надлежащей проверки выдается организацией по управлению правами на такие произведения. Закон будет касаться ограниченного круга объектов интеллектуальной собственности, включать в себя исчерпывающий перечень признаков сиротского произведения, а также подробно объяснять, какие меры нужно предпринять для поиска надлежащего автора.
«Интересно, что на аудио-произведения закон не распространяется. В целом, документ представляется обоснованным и своевременным, но необходимо систематизировать зарубежный опыт и выработать прозрачный механизм его применения», – резюмировала спикер.