Без автора или правообладателя: как защитят «сиротские» произведения

Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», устанавливающий правовой режим для использования произведений, авторы которых неизвестны. О подробностях узнала «Сфера».
Время прочтения: 3 минуты

Нововведения призваны урегулировать проблемы «сиротских» произведений, срок охраны которых предположительно еще не истек, но разрешение на их использование получить невозможно, так как автор или правообладатель не выявлен. Но сейчас в российском законодательстве нет понятия «сиротского произведения». Однако, в методических рекомендациях по архивным документам Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) его определяют следующим образом.

Сиротское произведение – это произведение, охраняемое авторским правом, но при этом автора данного произведения невозможно идентифицировать. 

Руководитель практики «Интеллектуальная собственность» ЮК «Лемчик,Крупский и Партнеры» Елена Баршай отмечает, что необходимость в таких изменения возникла из-за цифровизации, ведь при попытках оцифровать библиотечные фонды, архивы, организации выявили, что более половины наполнения фондов – произведения-сироты.

«Интересно, что в некоторых странах, таких как Япония, США и иные такая практика уже успешно применяется. К примеру, в Европе подобный закон существует с 2012 года, и разрешает использовать произведения, по которым проводился скрупулезный поиск владельца, но не увенчался успехом. В таком случае, работа официально признается «сиротой», вносится в Европейский реестр таковых, становится доступной только в общественных целях (и только для библиотек, архивов, музеев) для государств-членов ЕС», – рассказала Елена Баршай.

Причины возникновения «сиротских» разработок

 Эксперт выделяет несколько причин, среди которых:

  • прекращение деятельности юридического лица;
  • смерть автора, не имевшего наследников;
  • давность произведения;
  • утеря/повреждение отметки об авторстве,
  • утеря оригинала, которая ставит под сомнение с течением времени возможность найти правообладателя.

Цель инициативы

Основной целью законодательства, замечает эксперт, является оцифровка и определение правового статуса произведений. Сейчас использовать подобные творения на законных основаниях по общему правилу нельзя, ведь автор может в любой момент объявиться, и доказать, что были предприняты должные попытки его обнаружить будет сложно.

«Это касается и большой части наследия объектов культуры и искусства, которые по факту нельзя использовать никому, так как автор не давал на то разрешения, и как итог, они выпадают из общественного пользования», – объяснила «Сфере» специалист.

Создается некий правовой пробел и отсутствие механики «легитимизации» сиротских произведений – к кому идти, у кого спрашивать согласия, если автора нет? Получается, отмечает Елена Баршай, замкнутый круг.

Изменения направлены на установление порядка правомерного использования объектов авторских и смежных прав, авторы или правообладатели которых неизвестны. Механика состоит в предоставлении лицу, заинтересованному в использовании такого произведения, неисключительной возмездной лицензии, которая после надлежащей проверки выдается организацией по управлению правами на такие произведения. Закон будет касаться ограниченного круга объектов интеллектуальной собственности, включать в себя исчерпывающий перечень признаков сиротского произведения, а также подробно объяснять, какие меры нужно предпринять для поиска надлежащего автора.

«Интересно, что на аудио-произведения закон не распространяется. В целом, документ представляется обоснованным и своевременным, но необходимо систематизировать зарубежный опыт и выработать прозрачный механизм его применения», – резюмировала спикер.

Рекомендуем

Статья

Контент скопирован: как доказать кражу идеи для поста в социальных сетях

Российский суд впервые вынес штраф за кражу сценария рилса – короткого видео, размещенного в социальных сетях. Как такой вердикт скажется на блогосфере? Увеличится ли количество подобных кейсов о защите авторских прав? И как доказать, что идею для вашего поста или видеоролика скопировали, «Сфера» разбиралась вместе с экспертами.

Статья

Съемка в театре и кино: как безопасно запечатлеть искусство

Фразу «съемка запрещена» можно услышать от охранника во многих местах, не важно, где именно вы достали телефон или фотоаппарат: в музее, театре, на выставке или во время киносеанса. Порой помимо словесных предосторожностей, к нарушителю могут применить более строгие меры, например, вывести под руки. В каких местах съемка действительно запрещена законом, а где фотографировать или снимать видео можно без опасений, разбиралась «Сфера».

Авторский взгляд

«Способы защитить свои права есть»: интервью о проблемах и возможностях интеллектуальной собственности в России

Технологии продолжают стремительно развиваться, параллельно с ними должно совершенствоваться и законодательство, в том числе и в сфере интеллектуальной собственности. Но так ли это на практике? О новых возможностях защиты интеллектуальных прав, принудительном лицензировании, санкциях и использовании нейросетей в работе юриста «Сфера» поговорила с юристом по интеллектуальной собственности, автором публикаций по вопросам прав интеллектуальной собственности, автором общеобразовательного Telegram-канала «Вычислить по IP» Анастасией Сковпень.

Нужно хоть что-то написать