Конфликт интересов: как пандемия меняет трудовые отношения

Прогнозы относительно рынка труда после пандемии неутешительные: около 25 миллионов людей потеряют работу в результате кризиса, втрое сокращается объем мировой торговли. Ситуация вынуждает сесть за стол переговоров работника, работодателя и государство, чтобы найти решение проблемы. Представители Минтруда РФ, Роструда, Российского союза промышленников и предпринимателей, Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и МОТ обсудили ситуацию на ПМЮФ 9½.
Время прочтения: 10 минут

Две стороны одной медали

Меры поддержки бизнеса и работников – необходимы, на этом сходятся и профсоюзы, и государство, и представители предпринимателей. Однако в вопросе о том, какие меры в данном случае необходимы, как минимум две стороны не могут пока прийти к пониманию. Недавно четыре ведущих бизнес-объединения (РСПП, Торгово-промышленная палата, «Опора России» и «Деловая Россия») предложили государству целый комплекс мер поддержки бизнеса в условиях пандемии.

«Для предприятий, которые продолжают деятельность, это стимулирование спроса через ускоренное размещение госзаказа, активизация инвестиций государственных программ и снижение фискальной нагрузки. Стимулирование компании к сохранению рабочих мест – это субсидирование не менее двух третей заработной платы работников тех компаний, которые относятся к отраслям, в наибольшей степени пострадавшим от кризиса, связанного с коронавирусом. Это и сокращение операционных издержек, освобождение от уплаты налоговых платежей и субсидирование платежей за аренду, лизинг и кредиты. Четыре объединения предложили на время вынужденного простоя выплатить индивидуальным предпринимателям без наемных работников ежемесячное пособие в размере не ниже одного МРОТ и распространить режим самозанятости на все регионы России. Они также предложили разрешить финансировать часть мероприятий по обеспечению безопасности работников в связи с коронавирусом за счет средств страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые направляются на предупредительные меры», – перечислила эффективные меры поддержки управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП, член Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Марина Москвина на сессии «Перезагрузка трудовых отношений. Поиск баланса интересов работодателя и работника в новых условиях».

Предприниматели предлагают эти меры распространить на период не менее шести месяцев, чтобы не ставить бизнес в жесткие условия сразу по окончании карантина. Современные отношения работников и работодателей в целом нуждаются в совершенствовании, считает Марина Москвина. Расширение перечня ситуаций, когда возможен срочный договор, полномочии по увольнению работника и градация размера выходного пособия в зависимости от стажа – эти и другие изменения в трудовом законодательстве сторона предпринимателей считает наиболее актуальными. 

Предложенные «большой четверкой» меры оказались неприятным сюрпризом для профсоюзов. Федерация независимых профсоюзов России, по словам заместителя председателя ФНПР, члена РКТ Нины Кузьминой, ранее обращалась к этим крупнейшим объединениям работодателей с предложением совместно разработать меры поддержки и  предложить их государству, однако ответа не получила. Текущую помощь бизнесу специалист предлагает работодателям искать в налоговом или бюджетном законодательстве, а не пытаться изменить трудовое.

«Предложения ревизии трудового законодательства звучат в кризисной ситуации в первую очередь. В то время как дефицит достойного труда и есть причина всех кризисов, что констатирует и МОТ. Не исключение и текущая ситуация. Система общественного здравоохранения с трудом держится, общество и государство расплачиваются за оптимизацию медицины, проведенную некоторое время назад. Профсоюзы предупреждали об этом. Нам нужен новый социальный контракт, с универсальной системой обеспечения зарплат, а также строгое отслеживание трудового законодательства и прекращение попыток его ревизии», – подчеркнула Нина Кузьмина.

Опыт предыдущих многочисленных кризисов показывает, что меры должны быть масштабные, отметила директор Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии Ольга Кулаева. Затормозить падение доходов может как поддержка предприятий, так и сохранение занятости, защита работников. Ключевую роль в этом процессе, по мнению специалиста, будет играть социальный диалог.

«Президент Франции Эмманюэль Макрон в сложившихся условиях отложил реализацию пенсионной реформы, чтобы вернуть профсоюзы в социальный диалог. Один из ярких примеров: крупный скандинавский концерн оценил, сколько рабочего времени им нужно сохранить, чтобы сделать полученные заказы на 2008-2009 год. Оказалось, только 60%, но государство, работодатель и работники нашли компромисс. Концерн сохраняет всех работников на условиях 80% зарплаты. Сотрудников это не устраивало — потеря 20% дохода, работодателя – тоже, так как им нужно было только 60% рабочего времени. Решили, что оставшиеся 20% смены работники будут заняты изучением технологий и образованием. На этих условиях они прошли кризис, а когда он закончился, то предприятие показало  невероятный рост, потому что им удалось сохранить персонал», – рассказывает Ольга Кулаева. 

Сложности удаленного режима

Федеральная служба по труду и занятости РФ с момента введения режима самоизоляци зафиксировала семикратный рост числа обращений на телефонную линию и электронный сервис. Причем, как отметил руководитель службы Михаил Иванков, многие вопросы связаны не с фактом нарушения, а с непонятной ситуацией, в которую попали люди. Коронавирус стал катализатором для внедрения новых механизмов и пересмотра принципов работы.

Неоднократно специалисты отмечали, что наиболее незащищенными оказались те, кто трудоустроен неформально. Однако вопрос о том, в каком количестве должна выплачиваться заработная плата в условиях пандемии и самоизоляции также является проблемой. Секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Николай Гладков отметил, что режим простоя и неполного времени поднимает сложный вопрос вторичных ставок и окладов. Эта проблема обсуждается в Конституционном Суде РФ начиная в конца 2000-х. Решения КС, напоминает специалист, обязательны на всей территории РФ для всех субъектов, органов исполнительной судебной власти, предприятий и так далее.

Безопасность работников потребовала от Минтруда активного вмешательства. Так, одной из важных мер стал гибкий режим рабочего времени, который позволяет избегать скопления людей в начале и конце дня (например, на проходной), предусматривает смены и дистанцирование на рабочем месте. Остро в такой ситуации встает и проблема оформления пособий по безработице. Вовремя в этой связи оказался принят, по мнению заместителя Министра труда и социальной защиты РФ Всеволода Вуколова, закон об электронных трудовых книжках.

«Закон буквально в первом квартале дал результат. В этой ситуации, когда предприятия закрываются, приостанавливают свою работу, часть работников высвобождаются и становятся безработными. У них нет возможности приехать на предприятие, чтобы получить трудовую книжку. Мы планировали, что электронная трудовая книжка заработает с 1 января 2021 года, но она начала работать уже сейчас. Это позволило работникам в дистанционном режиме оформлять на портале «Работа в России» пособие по безработице», – рассказал Всеволод Вуколов. 

Однако, как отметила Марина Москвина, еще не полностью урегулированы сфера электронных документов и использование электронных подписей. Фактически бизнесмены в этот переходный и сложный период вынуждены вести двойную документацию — в бумажном и электронном виде.

При этом если после выхода из кризиса число сотрудников на удаленной работе возрастет (по сравнению с цифрами до начала пандемии), тогда государство, по мнению председателя Фонда социального страхования РФ Андрея Кигима, столкнется с такими вопросами как возможность слежки за человеком на рабочем месте (частные разговоры, нахождение у компьютера и так далее). Специалист уверен, что конфликт между работодателем и гражданином в этой части должен быть обязательно разрешен.

«Дальше интересный вопрос о балансе права на защиту частной жизни, в том числе защиты  от все более развивающихся систем слежения. С одной стороны, работники, которые предоставили дополнительную информацию о себе, сталкиваются с тем, что находятся в зоне риска с токи зрения потери работы, например из-за генетической дискриминации труда. С другой стороны риски, которые связаны с этими работниками для окружающих важны», – отметил заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина Никита Лютов на сессии «Сфера труда и социальная защита в поствирусный период: поиск новых места и роли».

Запрос на повышение роли государства

Опыт пандемии показал, что хуже с ситуацией справляются страны, где система здравоохранения основывалась на рыночных принципах. Там наблюдается отход от теории сервисного государства, по словам главного финансового уполномоченного Юрия Воронина, и наоборот — запрос общества на власть, которая берет на себя больше функций. Речь в этом аспекте не ограничивается только сферой здравоохранения.

«С учетом того масштаба проблемы, который прогнозируется с точки зрения безработицы, преодолеть его способна специальная выстроенная государственная система занятости. Но это вопрос дискуссионный: как нам предстоит в ближайшее время после победы над пандемией выстраивать систему социальной защиты? Будет это инструмент страхования, как он будет ограничен и чем будет дополнен: базовым доходом, адресной помощью или иной формой?», – отметил Юрий Воронин.

Минимальная гарантия государства – несомненно будет иметь место в будущем, уверен Андрей Кигим, в том числе и выплаты сверх заработной платы. «Думаю, что система частного и государственного страхования останется. Для государств, которые смогут ее сохранить, это будет означать, что они конкурентоспособны, что у них есть творческий потенциал людей, мотивированных именно в этих странах развивать будущие государственные стартапы. То есть организации, способные защитить страны от пандемии и нищеты», – предрек специалист.

Надеется, что роль государства в финансировании и социального сравнивания увеличится, и Никита Лютов. Он отметил, что в качестве одной из мер поддержки бизнеса могли бы быть выплаты в Фонд социального страхования государством за предпринимателей в тех случаях, когда последние не справляются по объективным причинам.

Базовый подход, основанный на праве на жизнь, по мнению профессора кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета при Правительстве РФ Александра Сафонова, в будущем должен быть полностью обеспечен государством. Однако люди, чьи доходы и запросы выше, должны иметь возможность получить большие гарантии в случае кризиса. Профессор поделился, что совместно с Андреем Кигимом они вынашивают идею социальной матрицы жизненного цикла человека, которая сейчас как никогда будет востребована. Идея заключается в том, чтобы провести анализ и выяснить, какие лакуны в матрице закрыты и каким образом – с помощью государственной, страховой, самозащиты, или частное страхование.

«Рынок труда будет изменяться, коронавирус не привнесет новых трендов, он просто ускорит и усилит те процессы, которые уже идут. Перетекание из разных сфер производства и крошащаяся занятость, когда перестанет доминировать наем и развитие, получат разные  формы занятости, которые потребуют своих специфических норм социальной защиты. Будет некий конструктор, набор, где-то больше гарантий (больничный лист и защиту от несчастных случаев), где-то меньше, когда это не требуется», – резюмировал Александр Сафонов.

Источник изображения: jcomp

Рекомендуем

Статья

Убрать культ «согласий»: как хотят контролировать сферу персональных данных?

Одной из приоритетных задач, которую должно урегулировать государство, является охрана персональных данных граждан. В эпоху бурного развития цифровизации россияне часто подвергаются угрозам со стороны мошенников, которые используют личную информацию для выманивания денег, да и в принципе «отсвечивают» в инфополе. Эксперты рассказали, какие меры необходимо ввести для урегулирования вопроса безопасности.

Статья

Юрист vs искусственный интеллект: сможет ли робот заменить человека?

Развитие новых технологий давно посеяло зерно сомнений в головах юристов: неужели через несколько лет искусственный интеллект сможет заменить их? О том, как ИИ интегрируют в правовую систему и насколько оправданы опасения специалистов, рассуждали генеральный директор компании nlogic Сергей Переверзев и партнер «Пепеляев Групп» Роман Бевзенко в рамка вебинара «Искусственный интеллект в праве: эксперимент длиной в 3 года».

Статья

«Королевство кривых зеркал»: эксперты обсудили на ПМЮФ проблемы контролируемого банкротства в России

В чем особенности российской модели субординации требований, стоит ли выкупать требования кредиторов и что российскому банкротному праву стоит позаимствовать из международной практики – эти и другие вопросы эксперты рассмотрели в рамках сессии ПМЮФ 9 ¾ «Контролируемое банкротство: что делать миноритарному кредитору?».

Нужно хоть что-то написать