Примеров доменных споров на сегодняшний день можно найти довольно много, причем касаться они будут и небольших компаний, и интернациональных гигантов. Наибольший размер компенсации за нарушение исключительного права на объекты интеллектуальной собственности может достигать 5 миллионов рублей, и в ряде разбирательств истцы добиваются максимальной суммы выплат. Рассмотрим несколько примеров.
- На сайте onegagipertonik.ru размещались предложения о продаже товаров под товарным знаком «Онега», правообладателем которого являлся индивидуальный предприниматель. При этом данное дело имело своеобразную особенность: продукцию, о которой идет речь, ответчик закупал у истца. Тем не менее, суд постановил взыскать с администратора сайта те самые 5 миллионов рублей за незаконное использование товарного знака в домене.
- Другой пример – дело swatch.ru. Истец, Swatch AG, являлся правообладателем товарного знака «SWATCH», причем эти права он приобрел раньше, чем был зарегистрирован домен. Сайт ответчиком не использовался, однако суд постановил, что сам факт владения такой страницей в Сети уже является нарушением закона. В итоге домен был передан истцу, а компенсация составила 10 тысяч рублей.
- «Алибаба Групп Холдинг Лимитед» смогли доказать, что домен alibaba.ru принадлежит именно их корпорации. Процесс тянулся около двух лет, и в итоге суд запретил компании «Холмрук Лимитед» (Британские Виргинские острова) администрировать домен и обязал передать его правообладателю.
С чего начать защиту?
После обнаружения нарушения авторских прав придется предпринять ряд простых и не очень шагов. Их в рамках курса Legal Academy «Право интеллектуальной собственности» описал юрист Сергей Медведев:
- Определить территориальное подчинение ответчика: физическое лицо, находящееся за рубежом, не получится привлечь к ответственности в российском суде.
- Доказать, что товарный знак или иная интеллектуальная собственность принадлежат именно вам: таким доказательством может служить, например, свидетельство на товарный знак или выписка из Всемирного бюро по интеллектуальной собственности. После этого придется доказать в суде, что товарный знак скопирован.
- Найти ответчика. Нарушителем в данном вопросе будет считаться владелец домена, однако возникает вполне закономерный вопрос – как его установить? «Необходимо направить адвокатский запрос в соответствующий регистратор доменного имени с обещанием или с обязательством защиты прав. Адвокатский запрос направляется не просто так, чтобы получить персональные данные конкретного владельца, а для того, чтобы вы могли подать в суд в отношении данного ответчика», – рассказывает Сергей Медведев.
- Иногда на сайтах, название которых полностью или частично копирует товарный знак, продают контрафактную продукцию. В таких случаях стоит сделать контрольную закупку через специалиста, который впоследствии сможет выступить свидетелем в суде.
Решить проблему иногда удается, не доводя ее до суда: «самозащитой» будет, прежде всего, претензия, отправленная на имя владельца домена. Но делать это можно не только для того, чтобы «разобраться по-хорошему». «Если вы знаете, что владелец домена может не ответить, равно как и владелец сайта, и продавец контрафактной продукции, и вы пойдете в суд, впоследствии требуя денежную компенсацию или убытки, то тогда направление претензии обязательно. С даты предъявления претензии должно пройти 30 дней, после чего можно обращаться в суд», – объясняет юрист.
После того как вы направили претензию, владелец домена будет осведомлен о ваших намерениях «нападать», что позволит ему использовать некоторые лазейки. Например, передать домен третьему лицу, после чего подать иск на его имя будет невозможно. «Российской практикой предусмотрено досудебное ограничение доменов, которое, кстати, очень эффективно работает. До направления иска в суд и судебного заявления о предварительных мерах вы можете подать заявление о досудебных ограничениях, и в течение 14 дней домен будет заблокирован. Эти 14 дней позволят вам дособрать все доказательства о нарушении прав, составить заявление об обеспечении иска и непосредственно исковое заявление и направить в компетентный суд», – советует Сергей Медведев. После того как суд примет заявление (что, скорее всего, произойдет), регистратор заблокирует домен уже на все время судопроизводства.
Что потребуется доказать в судебном споре?
В суде споры могут рассматриваться двумя «способами»: UDRP (Единая политика разрешения доменных споров) и «классическим». В первом случае критериев, по которым будет рассматриваться дело, всего три:
- Доменное имя должно быть тождественным или же схожим со спорным товарным знаком.
- Владелец доменного имени не должен иметь законных прав и интересов в его отношении.
- Нужно будет доказать, что доменное имя было зарегистрировано и использовалось недобросовестно: этот критерий зачастую тесно связывается со вторым.
В российской практике суды могут придерживаться так называемых классических критериев нарушений прав:
- Товарный знак должен быть в приоритете – то есть важно, чтобы он был зарегистрирован раньше домена.
- Должно наблюдаться сходство товарного знака с доменом.
- Домен должен использоваться в отношении товаров или услуг, для которых зарегистрирован товарный знак, или же сходных товаров или услуг.
- В суде придется доказать вероятность смешения: путем, например, проведения соцопроса.
Сергей Медведев также предлагает несколько, по его мнению, эффективных исковых требований в доменных спорах: запрет использования товарного знака, запрет использования домена или признание администрирования домена нарушением прав.
«В такого рода делах необходимо убедиться, что ваши интеллектуальные исключительные права охраняются на территории России, зафиксировать конкретное нарушение прав, определить, кто является ответчиком в такой категории дел <…> Обеспечить досудебное ограничение доменного имени, а впоследствии – судебное, подав заявление об обеспечении иска, подать также исковое требование в суд и выиграть дело. После выигрыша дела необходимо исполнить решение через регистратора», – подытоживает Сергей Медведев.
Больше о защите прав на домен и других видов интеллектуальной собственности – в тематическом курсе Сергея Медведева.