Как усовершенствовать процедуру банкротства малых предприятий? Мнения экспертов ПМЮФ

Как поддержать малые и средние предприятия во время пандемии, какой должна быть реформа банкротства и где можно увидеть передовые практики упрощенного режима несостоятельности – эти и другие вопросы рассмотрели эксперты на сессии «Малый и средний бизнес и его кредиторы в беде» в рамках ПМЮФ 9 ¾.
Время прочтения: 5 минут

С приветственным словом к участникам дискуссии обратилась генеральный директор АНО «Центр международных и сравнительно-правовых исследований» Екатерина Салугина-Сороковая. Она рассказала о рекомендациях в сфере упрощенного режима банкротства, которые для государств разработала пятая рабочая группа ЮНСИТРАЛ.

«Этот документ затрагивает важные вопросы учета и выстраивания иерархии интересов кредиторов, определения принципов проведения процедуры банкротства и обеспечения гарантий для должника, попавшего в трудное экономическое положение. О высокой готовности текста рекомендаций свидетельствует принятое в начале мая этого года V рабочей группой решение о направлении проекта для рассмотрения на 54-й сессии комиссии ООН по праву международной торговли», – сообщила эксперт.

Разработка подобных документов сегодня просто необходима, так как треть участников бизнеса – это представители малых и средних предприятий, отметил модератор встречи, руководитель директивного сектора Отдела права международной торговли Управления по правовым вопросам ООН Хосе Анджело Эстрея-Фариа. По мнению эксперта, очень важно, чтобы у небольших игроков рынка имелся режим несостоятельности, соответствующий современным вызовам.

В свою очередь, специалист финансового сектора Группы по вопросам несостоятельности и урегулирования задолженности Группы Всемирного банка Антониа Менезес рассказала об основных актуальных проблемах в сфере банкротства МСП.

«У них часто отсутствует надлежащая документация, что мешает им начать формальный процесс банкротства. Существует проблема доступа к финансам для малых и средних предприятий – в некоторых системах им очень трудно получать финансирование, когда они уже подали заявку о банкротстве. Или, например, еще одна проблема – в микропредприятиях часто несостоятельность компании накладывается на личное банкротство владельца», – объяснила Менезес.

В связи с этими и другими проблемами Группа Всемирного банка продвигает внедрение особого – упрощенного – режима несостоятельности для МСП, подчеркнула эксперт.

На потребность в специальном законодательстве для малого и среднего бизнеса также указала профессор международного коммерческого права Ноттингемского университета Ирит Меворак. По ее мнению, при разработке сбалансированного и комплексного режима банкротства МСП требуется опираться на несколько ключевых моментов.

«Первое – режим банкротства должен быть всеобщим. Все малые и средние бизнесы должны иметь возможность пользоваться упрощенными процедурами банкротства независимо от их структуризации – и индивидуальные предприниматели, и малые компании. Еще один важный аспект – упрощение доступа к процедурам банкротства. У малых и средних предприятий должна быть возможность начинать любые процедуры банкротства. Должники должны иметь право инициировать процедуру реорганизации на раннем этапе, ведь иначе их жизнеспособность будет снижаться», – поделилась мнением эксперт.

Ирит Меворак добавила: при этом у кредиторов должно остаться право на возражение против упрощенной процедуры реорганизации, так как они в первую очередь страдают от банкротства МСП (конечно, за исключением самих малых предприятий).

Профессор права Иллинойского университета Джейсон Килборн отметил, что многие страны сегодня не освобождают индивидуальных предпринимателей и малый бизнес от налогового бремени после банкротства. Если же такая практика все же введена на бумаге, то на деле она зачастую работает из ряда вон плохо, подчеркнул эксперт. В качестве примера он привел ситуацию из арабского мира.

Так, по словам Джейсона Килборна, проект реформы в Саудовской Аравии обещал малому бизнесу полное погашение долгов, однако предприятия так и не получили этой возможности – из-за противоречия предлагаемой меры и законов Шариата. Напротив, продуктивным эксперту показался опыт Российской Федерации.

«В России, как известно, есть впечатляющая процедура, при которой после банкротства погашаются долги. Индивидуальные предприниматели имеют доступ к этой процедуре, которая (что правильно) объединяет банкротство физических лиц и банкротство малого бизнеса. Должники имеют возможность подать план реструктуризации, и те, кто это делает, обычно объявляются судом неплатежеспособными и возвращаются немедленно к процессу банкротства, который, к счастью, заканчивается для собственников освобождением от обязательств. Точно в соответствии с передовой практикой. Поздравляю Россию с таким успехом!» – заключил эксперт.

Петербургский Международный Юридический Форум 9 ¾ проходит с 18 по 22 мая. Полная программа и трансляция мероприятий Форума доступны на официальном сайте ПМЮФ.

Форум проводится при поддержке Президента Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации. Генеральный партнер ПМЮФ – «Газпромбанк» (Акционерное общество).

ПМЮФ традиционно собирает на своих площадках ведущих экспертов и участников со всего мира. Мероприятие давно сформировало основной пул постоянных информационных партнеров, в число которых входит ведущее российское деловое издание «Ведомости».

Источник изображения: unsplash.com

 

Рекомендуем

Статья

Юрист vs искусственный интеллект: сможет ли робот заменить человека?

Развитие новых технологий давно посеяло зерно сомнений в головах юристов: неужели через несколько лет искусственный интеллект сможет заменить их? О том, как ИИ интегрируют в правовую систему и насколько оправданы опасения специалистов, рассуждали генеральный директор компании nlogic Сергей Переверзев и партнер «Пепеляев Групп» Роман Бевзенко в рамка вебинара «Искусственный интеллект в праве: эксперимент длиной в 3 года».

Статья

«Королевство кривых зеркал»: эксперты обсудили на ПМЮФ проблемы контролируемого банкротства в России

В чем особенности российской модели субординации требований, стоит ли выкупать требования кредиторов и что российскому банкротному праву стоит позаимствовать из международной практики – эти и другие вопросы эксперты рассмотрели в рамках сессии ПМЮФ 9 ¾ «Контролируемое банкротство: что делать миноритарному кредитору?».

Статья

«Наше глобальное решение – создание единой системы цифрового доверия»: эксперты о рынке Legal Tech в России

Где грань между цифровой демократией и цифровой диктатурой, где Россия находится на технологической карте мира и какой сценарий развития Legal Tech стоит нам выбрать – рассказали эксперты на сессии ПМЮФ 9 ¾ «Tech-барометр».

Нужно хоть что-то написать