Как перейти с юридического на человеческий: 5 лайфхаков

Как правильно коммуницировать с аудиторией и клиентами и выстраивать доверительные отношения? Об и не только рассказали на сессии ПМЮФ 9 ¾ «С юридического на человеческий. Как говорить о праве».
Время прочтения: 5 минут

Зачем переходить с юридического на человеческий?

Директор центра современных коммуникаций ВШГУ РАНХиГС Лариса Катышева для ответа на этот вопрос вспомнила о своем опыте работы в ФНС России.

«Встал вопрос: «Почему не платят налоги?» Мы провели исследование, отследили ситуацию. Оказалось, что люди не стараются злостно уйти от уплаты налогов. Они чаще всего не понимают и не знают [зачем и как это делать]. Как сказал один из заместителей руководителей службы тогда: «Нормальный человек Налоговый кодекс прочитать не сможет»», – рассказала Лариса Катышева.

Эксперт привела такое сравнение: для обычного человека все документы, договоры и решения суда как берестяные грамоты и папирусы. Это не кладезь информации, а просто физический объект.

Пять составляющих хорошей коммуникации

Заместитель генерального директора АНО «Проектный офис развития туризма и гостеприимства» Ирина Кашунина выделила пять ключевых правил, которые помогут правильно вести диалог с аудиторией как ведомствам и государственным органам, так и юридическим фирмам.   

  1. Представьте свою аудиторию

«Когда начинаете процесс коммуникации, необходимо представлять, кто ваша целевая аудитория и какие у нее есть интересы. От этого будет зависеть и язык, и канал коммуникации, и даже время коммуникации», – посоветовала Ирина Кашунина.

Важно обращать внимание на сленг, рассказывать истории, стараться или избегать профессиональных терминов, или сразу их разъяснять. Также важную роль играют заголовки: они должны быть яркими и отражающими суть. Ирина Кашунина подчеркнула: в заголовках следует делать акценты на тех вещах, которые важны целевой аудитории.   

  1. Визуализируйте материалы

Больше внимания привлекают материалы с хорошим визуальным контентом. Поэтому тексты следует сопровождать качественными фотографиями или видео. Также не лишним будет подумать об интересных форматах.

Спикер, вспоминая свой опыт работы в ФАС, рассказала, что их команда делала короткие мультфильмы, где объясняла сложные понятия. Еще в ведомстве делали инфографику и посты в виде лайфхаков (например, как избавиться от незаконной СМС-рекламы?). Раз в неделю пресс-служба проводила короткие аудио-подкасты.   

  1. Выбирайте канал коммуникации осмысленно

Если для общения с профессиональной аудиторией подойдет сайт органа власти и рассылка, то для широкой аудитории лучше использовать СМИ и социальные сети. Так, отметила Ирина Кашунина, ФАС сейчас представлена во всех ключевых социальных сетях, за исключением ТикТока.

«В социальных сетях мы старались вести диалог с подписчиками и всячески их стимулировать: задавали вопросы в постах и оперативно отвечали, могли пошутить, использовали мемы. Это ценилось аудиторией. Мы делали интерактивные игры и конкурсы, проводили квесты, опросы в сторис. Один раз даже сделали маски в Инстаграме», – рассказала эксперт.  

Не стоит забывать: развлекательный контент не должен превышать 20%. Если большая часть аудитории – профессионалы, то превалировать должен информационно-разъяснительный контент.

  1. Будьте доступными

Доступность во многом связана с вопросом доверия. Это касается не только понятности материалов, но и доступности пресс-секретарей и спикеров органов власти. Эксперт подчеркнула – важно оставлять контактные данные лиц, к которым аудитория сможет обратиться за разъяснением или оставить фидбэк.

  1. Ведите диалог

«Регулятору важно вести диалог не только с аудиторией, но и с бизнесом, отраслевым сообществом. Во-первых, таким образом мы информируем о принятых решениях и разъясняем позицию регулятора. Во-вторых, повышаем правовую грамотность граждан. В-третьих, вовлекаем в диалог и получаем обратную связь. Это можно учитывать при принятии решений», – объяснила Ирина Кашунина.

Петербургский Международный Юридический Форум 9 ¾ проходит с 18 по 22 мая. Полная программа и трансляция мероприятий Форума доступны на официальном сайте ПМЮФ.

Форум проводится при поддержке Президента Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации. Генеральный партнер ПМЮФ – «Газпромбанк» (Акционерное общество).

Рекомендуем

Статья

Модернизация судебной экспертизы: как она помогает или мешает правовому прогрессу

В России готовится масштабная реформа судебной экспертизы. Ее ключевые направления — создание единого реестра экспертов, введение унифицированных методик, обязательная аттестация специалистов и усиленный контроль. По словам первого заместителя министра юстиции Евгения Забарчука, это не точечные изменения, а системное обновление отрасли, призванное повысить прозрачность и качество экспертиз. Подробнее – в материале «Сферы».

Статья

Сможет ли международный арбитраж стать мостом для возвращения иностранного бизнеса в Россию

На фоне возвращения иностранного бизнеса в Россию арбитражные институты остаются ключевым инструментом разрешения споров. Эксперты связывают это с нейтральностью, скоростью процедур и открытостью правовой системы, однако и минусы у такого механизма тоже есть. Мнения специалистов на этот счет собрала «Сфера».

Статья

Недостаток инвестиций и дискомфорт для граждан: что осложняет борьбу с киберпреступностью

В условиях стремительной цифровизации Россия усиливает борьбу с киберпреступностью, делая ставку на синтез законодательных и технологических мер. Рост ущерба от такого вида мошенничества — 64 млрд за четыре месяца 2025 года — сигнализирует о необходимости более тесной координации между государством, бизнесом и обществом. Что нужно сделать для защиты граждан, не тормозя развитие цифровой среды, рассказывает «Сфера».

Нужно хоть что-то написать