Когда право не поспевает за тенденциями
По мнению председателя правления фонда «Сколково» Игоря Дроздова, такой феномен является чем-то новым для права. Право - это правила поведения, которые обеспечиваются силой государства. Однако в современном мире право не поспевает за всеми изменениями, поскольку принятие норм всегда затягивается
«В частно-правовых отношениях саморегулирование организовать проще. Если бизнес договорился о каких-то правилах, а необходимости в привлечении государства нет, то все хорошо. Другое дело, если государство беспокоится, например, когда мы говорим про сферу искусственного интеллекта. Здесь возникают вопросы безопасности, и договоренностей уже недостаточно», — считает он.
Интернет создавался как саморегулирующаяся среда, и только в последнее время начали появляться законы, касающиеся этой сферы. По словам эксперта, нужно дать возможность технологиям развиваться без жесткого регулирования хотя бы на первом этапе. Процесс регуляции стоит подключать уже тогда, когда на это появится общественный запрос. Кроме того, в настоящее время многие компании вводят экспериментально-правовые режимы, которые помогают увидеть, где регулирование необходимо.
Управляющий директор Центра регулирования AI ПАО «Сбербанк» (Центр компетенций ИИ) Андрей Незнамов отмечает, что право инертно и за регулированием общественно-правовых отношений оно, действительно, не успевает. Саморегулирование выступает сегодня важнейшим элементом воздействия на новые технологии, считает он. Даже в одном поколении происходит смена парадигм. Возникает вопрос: «Как уследить за всеми тенденциями?». Здесь, считает Незнамов, саморегулирование является единственным естественным источником уравновешивания отношений, так как законы принимаются слишком медленно.
Как кодексы этики контролируют искусственный интеллект
По словам Андрея Незнамова, одна из сфер, где действуют кодексы этики, — искусственный интеллект. Сегодня в мире существуют более 30 корпоративных правил использования искусственного интеллекта, большинство из которых было принято в Китае и США. При этом коллективных норм не выработали пока ни в одной стране.
Региональный директор по правовым и корпоративным вопросам и внешним связям Microsoft Europe Джефф Буллвинкель рассказывает, что их компания четыре года назад разработала собственный кодекс этики. В него входит несколько принципов: безопасность, надежность, приватность, защита данных, снижение преступности и построение устойчивых систем.
«Важно информировать всех о том, что и как мы делаем. Последний наш принцип — подотчетность. Контролировать искусственный интеллект должны люди», — подчеркивает эксперт.
Директор по развитию технологий искусственного интеллекта компании «Яндекс» Александр Крайнов отмечает, что многие люди опасаются искусственного интеллекта. Задача компаний в этом случае — развеять подобные страхи. Один из инструментов — создание кодекса этики. С одой стороны, он позволит убедить пользователей в том, что разработки компании не представляют угрозы, а, с другой стороны, кодекс регулирует поведение разработчиков.
«Кодекс этики — это некая декларация компанией своих норм и правил. В “Яндексе” мы взяли принципы, которые сформировались внутри, и описали их нормальным языком. Главное, чтобы принципы не расходились с тем, что происходит на самом деле», — резюмирует спикер.
Узнать больше об инструментах саморегулирования отношений, а также лучших практиках в этой сфере можно, прослушав круглый стол «Кодексы этики как форма саморегулирования».
Источник изображения: www.pexels.com