«Извините, мест нет»: почему авиакомпании играют в «кто лишний» и чем это грозит пассажирам

Одна из ведущих авиакомпаний российского рынка представила Министерству транспорта РФ концепцию поправок в Воздушный кодекс, касающихся практики овербукинга. Предлагается законодательно закрепить возможность продажи билетов с учетом сверхбронирования, а также регламентировать компенсационные механизмы для пассажиров в случае отказа в перевозке. Подробности правового регулирования этого вопроса – в материале «Сферы».
Время прочтения: 7 минут

Овербукинг — это практика продажи авиакомпаниями большего количества билетов, чем фактическое число мест в самолете. В результате некоторые пассажиры, имеющие действующие билеты, могут столкнуться с отказом в посадке.

Основная причина применения овербукинга — экономическая целесообразность и статистический анализ. Авиаперевозчики учитывают, что часть пассажиров не является на рейс по различным причинам: опоздания, изменения планов, отказ от поездки. Чтобы минимизировать потери, связанные с невостребованными местами, компании реализуют стратегию сверхбронирования.

Пример: при вместимости воздушного судна в 100 мест авиакомпания может продать 110 билетов, исходя из статистики, согласно которой 10–15% пассажиров отказываются от перелета. В большинстве случаев эта практика не приводит к серьезным последствиям, поскольку отказ в посадке из-за нехватки мест затрагивает в среднем одного пассажира из тысячи.

«В России овербукинг используется некоторыми авиакомпаниями. Точные сроки начала применения данной практики определить сложно, так как она не является официально зарегистрированным явлением и не регулируется отдельными нормативно-правовыми актами. Не все авиакомпании применяют овербукинг. Решение о применении данной практики зависит от внутренней политики и стратегии каждой конкретной авиакомпании», — рассказывает Оксана Васильева, к.ю.н, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Что говорит закон

Согласно статье 103 Воздушного кодекса РФ, приобретая билет, пассажир заключает договор воздушной перевозки, в рамках которого авиакомпания обязуется предоставить место на рейсе. Приобретение билета подтверждает право пассажира на перевозку, однако в случае овербукинга авиакомпания обязана предоставить альтернативные варианты или компенсировать отказ в посадке.

«Если авиакомпания не может предоставить место пассажиру в связи с овербукингом, это может рассматриваться как нарушение прав пассажира и неисполнение обязательств по договору воздушной перевозки», — объясняет Оксана Васильева.

Если пассажиру все же отказано в посадке на борт по причине овербукинга, то авиакомпания должна предложить альтернативные варианты перевозки или вернуть стоимость билета в соответствии с условиями договора и законодательством. Если авиакомпания не предпринимает таких мер, пассажир имеет право обратиться в суд с иском о защите своих прав.

«Судебная практика в России показывает, что в случаях, когда авиакомпании не смогли предоставить место пассажирам из-за овербукинга, суды часто встают на сторону пассажиров, признавая действия авиакомпаний незаконными и требуя возмещения ущерба»,  — отмечает спикер.

Судебные решения по таким делам могут предусматривать компенсацию морального вреда, а также возмещение затрат на проживание и питание в случае вынужденной задержки.

Юридические тонкости

Тема овербукинга является дискуссионной, поскольку он может нарушать права потребителей и создавать ситуации, когда клиенты не могут воспользоваться оплаченной услугой. В Российском законодательстве нет прямого регулирования овербукинга, однако существуют нормы, которые могут быть применены к этой практике. 

Согласно статье 495 Гражданского кодекса РФ, если билет оплачен, а авиакомпания не может посадить пассажира в самолет (все из-за того же овербукинга), она обязана сразу сообщить об этом и предложить клиенту другой рейс или вернуть деньги.  

По закону о защите прав потребителей в статье 32 указано, если пассажира «сняли» с рейса из-за овербукинга, то он может отказаться от услуг авиакомпании и потребовать полный возврат денег или компенсацию. Например, за вынужденный простой.

Вывод: нет места в самолете – авиакомпания должна либо помочь улететь, либо вернуть деньги. Пассажир вправе настаивать на этом.

«В случае массовых жалоб на овербукинг со стороны потребителей, органы Роспотребнадзора могут провести проверку и принять меры по защите прав потребителей. В зависимости от результатов проверки, компании, практикующие овербукинг, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей», — отмечает Оксана Васильева.

Овербукинг официально в России не запрещен, однако в случае нарушения прав пассажир вправе обратиться в суд с требованием о компенсации.

 

Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Ювелирная защита: как золото и камни становятся «сложными» предметами споров

В законе о «Защите прав потребителей» четко указана ответственность каждой из сторон при покупке, ремонте и изготовлении ювелирных изделий. К примеру, прописан гарантийный срок – в пределах двух лет на выявление недостатков. Также указано, в каких случаях гражданин вправе рассчитывать на неустойку и т.д. Но почему часто не получается выиграть споры с представителями ювелирного бизнеса? Вместе с экспертами «Сфера» разбиралась в необычных ситуациях.

Статья

Как вернуть деньги за некачественный товар: инструкция «Сферы»

В магазине телефон работал исправно, а дома не видит сеть. Картинка у телевизора при покупке была яркой, а через пару дней появилась рябь. В большинстве случаев товар с производственным браком подлежит возврату. По общему правилу сделать это можно, если недостатки обнаружились в течение гарантийного срока или срока годности. Однако компенсацию можно потерять, если допустить ряд ошибок. Как этого избежать — в инструкции «Сферы».

Статья

Обновление и контроль: Минюст намерен обновить регулирование нотариальной деятельности

Министерство юстиции РФ подготовило новый документ, который обновит правила работы нотариусов. Это необходимо, поскольку нынешние законы о нотариате уже не соответствуют современным реалиям. Подробности в нашем материале.

Нужно хоть что-то написать