«И смех, и грех»: самые запомнившиеся дела и заседания 2022 года

В ушедшем году подошли к завершению многие громкие процессы в России. Суды рассматривали дела по абсолютно новым статьям и принимали беспрецедентные решения. «Сфера» расскажет о ключевых.
Время прочтения: 7 минут

О госизменах

Процесс по делу бывшего журналиста, а впоследствии советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова стал одним из самых громких, если не самым, за минувший год. Итог — приговор в 22 года колонии строгого режима, один из самых суровых по данному составу за всю современную историю России.

По данным Генпрокуратуры, Сафронов «на протяжении 2015-2019 годов выведывал и собирал секретную и совершенно секретную информацию, в том числе в отношении военно-технического сотрудничества России с государствами ОДКБ, а также странами Ближнего Востока, Африки и Балканского полуострова».

Эти данные, по мнению ведомства и представителей ФСБ, в конечном итоге оказались в распоряжении одной из спецслужб НАТО. Именно это стало причиной для уголовного преследования Сафронова. В уголовной статье «Госизмена» есть формулировка — «…оказание иностранному государству консультационной помощи, направленной против безопасности Российской Федерации».

Однако, по словам адвокатов, Сафронов просто выполнял свою работу, а секретные сведения на самом деле находятся в открытом доступе. Более того, утверждала защита, заметки с той же информацией выходили в других СМИ и от других авторов.

О фейках

В марте в России был принят Закон об уголовной ответственности за публичное распространение заведомо ложной информации о действиях российской армии, а также еще ряд поправок в УК, сопряженных со спецоперацией.

Уже 22-го числа суд в Москве впервые арестовал и отправил в СИЗО мужчину по статье о распространении фейков про армию. Им оказался техник запасного пункта ГУ МВД Москвы Сергей Клоков.  В апреле арестовали оппозиционера Владимира Кара-Мурзу (Минюст признал его физлицом-иноагентом) — поводом стало выступление в палате представителей штата Аризона. В июле прошло задержание, получившее самое громкое продолжение. За решетку отправили московского политика Илью Яшина (Минюст признал его физлицом-иноагентом). В декабре его приговорили к 8,5 годам колонии и запретили в течение 4 лет после освобождения пользоваться Интернетом.

За дискредитацию российской армии граждане могут получить штраф до 100 тысяч рублей, а в случае повторного проступка — уже уголовное дело по статье 280.3 УК РФ, санкция которой составляет до 5 лет колонии. Распространение фейков про Вооруженные силы сразу грозит «уголовкой» со сроком до пяти лет.

О спорте

В начале февраля в аэропорту Шереметьево задержали одну из самых титулованных баскетболисток мира Бриттни Грайнер. Двукратная олимпийская чемпионка и чемпионка мира, одна из 25 лучших игроков женской НБА летела из Нью-Йорка в Екатеринбург. Там она выступала за клуб УГМК с 2015 года.  Во время досмотра в ее ручной клади нашли «вейпы» с гашишным маслом.

Девушку отправили в СИЗО, где для нее специально были сварены две кровати. Более того, судья разрешил спортсменке давать показания сидя — в полный рост она не могла встать. Грайнер признала вину, но отметила, что забыла выложить наркотики, так как собиралась впопыхах, а сами «вейпы» использовала по назначению врача штата Аризона, чтобы заглушить боль в колене, там это якобы разрешено.

Суд приговорил баскетболистку к девяти годам со штрафом в один миллион рублей. Однако в декабре властями России и США было принято решение об обмене. Баскетболистку обменяли на россиянина Виктора Бута, который уже 15 лет отбывал наказание в американской тюрьме. Там он оказался по сфабрикованным, по мнению России, обвинениям спецслужб в подготовке сговора с целью убийства граждан США и материальной поддержки терроризма.

Об ученых

В начале февраля Приморский краевой суд приговорил с учётом смягчающих обстоятельств к 12 годам колонии строгого режима 70-летнего учёного-акустика Виктора Королёва. По версии обвинения, он собрал информацию о системах обнаружения подводных лодок для передачи их другому государству.

30 июня суд в Новосибирске арестовал по подозрению в госизмене (предположительно, за чтение в Китае лекций) заведующего лабораторией квантовых оптических технологий в Институте лазерной физики Сибирского отделения РАН Дмитрия Колкера. В СИЗО «Лефортово» его отвезли прямо из больницы, где он находился с раком поджелудочной железы. На следующий день после транспортировки он умер.

В августе правоохранителей заинтересовал главный научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики СО РАН, профессор НГУ и НГТУ 75-летний Анатолий Маслов. Его обвиняют в передаче данных, связанных с гиперзвуком, представляющими гостайну. По одной из версий, причиной ареста стала работа Маслова с учёными из Китая, США и Германии.

О звездах

Одним из наиболее громких звездных судебных процессов стало дело актера Джонни Деппа против его бывшей жены, актрисы Эмбер Херд. Видеозаписи из зала суда набрали в Сети свыше 10 миллиардов просмотров, а сам процесс превратился в настоящее реалити-шоу, где у каждой из сторон сформировалась своя группа «поддержки».

Отношения Деппа и Херд начались в 2012-м, еще через три года актеры поженились, а уже через год, в мае 2016-го, Эмбер вызвала полицию в лос-анджелесский дом супруга, заявив о насилии. По данным суда, прибывший наряд полиции не обнаружил следов преступления и побоев, но уже через несколько дней Эмбер подала на развод.  Также она получила против Деппа временный охранный ордер. По словам Херд, он неоднократно избивал её во время приступов ярости, вызванных алкоголем и наркотическими веществами.

Джонни обвинения отрицал, называя заявления Эмбер спекуляциями ради большей денежной выгоды при разводе. Еще через три года актриса написала колонку, где рассказала, что подвергалась насилию с подросткового возраста. Имя Деппа не фигурировало в материале, но СМИ, общественность и сам Джонни сделали соответствующие выводы. Колонка, опубликованная в The Washington Post, превратила Деппа в нежелательную персону в индустрии и лишила работы.  Актер подал в суд и тяжбы длились долгое время. Однако в мае 2022 Деппа признали пострадавшим. Теперь актриса должна бывшему мужу порядка 15 млн долларов. Эмбер намерена обжаловать постановление и хотя бы добиться уменьшения суммы.

Для отдельных юристов 

По мнению адвоката Яны Воробьевой, год с точки зрения судебной практики выдался интересным и плодотворным.

«В нашем производстве было много дел об определении порядка общения с детьми. Решение в каждом случае разное, где-то отцам позволяют видеться с ребенком час, где-то неделю. Огорчает, что ни в законе, ни в пленумах ВС РФ нет четких ориентиров для порядка определения общения родителя с несовершеннолетним сыном или дочерью», — рассказала специалист в беседе со «Сферой».

Нельзя не отметить разрозненную судебную практику, которая складывается под конец 2022 года из-за моратория на взыскание неустойки, действовавшего с 1 апреля, добавила адвокат.

«На сегодняшний день существует три основных подхода: неустойку за период действия моратория после его окончания взыскивать нельзя; требование о неустойке подлежит удовлетворению, т.к. мораторий окончен; неустойку взыскать можно, если ответчик не доказал негативные последствия для него, в связи с мораторием. Очевидно, что по данному вопросу требуются разъяснения ВС РФ», — резюмировала она.

В судах

Об интересном деле, которое рассматривалось в Петербурге, рассказали Объединенной пресс-службе судов. Описание процесса начинается так: «Представьте, что в далеком 1980 году вы получили ордер на квартиру, въехали в нее и счастливо там жили до 2022-го. Представили? Молодцы! А теперь представьте, что вы каким-то странным образом тогда въехали не в свою квартиру...».

К путанице привела нумерация помещений. Ее изменение было произведено самими нанимателями, и не соответствует ни техническим данным, содержащимся в ЕГРН, ни поэтажному плану.

«Суд сделал логичный вывод, что физическое изменение нумерации квартир не повлечет правовых последствий для внесения регистрирующим органом изменений в ЕГРН. Доводы стороны истца о нарушении действиями ответчиков прав по приватизации жилого помещения суд нашел необоснованными, поскольку фактически стороны занимают не те жилые помещения, что и влечет невозможность приватизации», — говорится в сообщении. Иск оставили без удовлетворения.

Страсти в 2022 году кипели и в Сестрорецком районном суде. Некий Олег обратился с иском к Сергею о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, мотивируя свое обращение тем, что в октябре 2021 года он представлял интересы общества в судебном процессе, где в ходе заседания подвергся неоднократному оскорблению со стороны ответчика. Так, Сергей высказал в адрес истца фразу: «Не затыкай мне рот, заткнись!», на замечание председательствующего судьи о недопустимости такого поведения, ответчик высказал фразу: «Я ему сказал заткнись». Всего фраза прозвучала в адрес истца трижды.

«В результате нанесенных ответчиком оскорблений истцу пришлось взять отгул на работе, чтобы прийти в себя, восстановиться морально и обдумать ситуацию», — говорится в сообщении.

Чтобы разобраться в вопросе, суд прибегнул к помощи Толкового словаря русского языка под редакцией Ушакова, и выяснил, что оскорбление представляет собой разновидность психического насилия, которое выражается в отрицательной оценке виновным личности гражданина, подрывает репутацию последнего в глазах окружающих и наносит ущерб его самоуважению, а фраза «Не затыкай мне рот, заткнись!», несмотря на грубый характер, не направлена на унижение чести и достоинства истца, не высказана в неприличной форме. Отгул тоже не стали записывать в основание и в итоге Олегу было отказано в удовлетворении иска.

Источник изображения: Объединенная пресс-служба судо Санкт-Петербурга

Рекомендуем

Статья

Снимите это немедленно: как правильно одеваться в суд?

Утверждены типовые правила пребывания посетителей в судах. Как теперь можно и как нельзя приходить в здания, где вершится правосудие, разбиралась «Сфера».

Статья

Правосудие с женским лицом: феминизация и гендерные стереотипы

Кто получает больше, мужчины-судьи или женщины? Зависит ли карьера в профессии от гендерной принадлежности? А с кем проще работать адвокатам? В преддверии международного женского дня редакция «Сферы» решила разобраться в этих вопросах.

Статья

В суд или ФАС? Как правильно защищать свой бренд

Защитить свой бренд можно двумя способами: через суд или антимонопольную службу, рассказал адвокат, заместитель руководителя практики разрешения споров юридической компании PATENTUS Максим Волков. Специалист рассмотрел все «за» и «против» обоих подходов, а также дал обобщенную инструкцию для тех, кто готов отстаивать свои интересы.

Нужно хоть что-то написать