Факторинг — это финансовый инструмент, позволяющий предприятиям продавать свою дебиторскую задолженность третьей стороне (факторинговой компании) с целью получения немедленного финансирования.
Как работает факторинг?
Как объясняет основатель и генеральный директор компании «Группа-А» Георгий Габолаев, продавец передаёт свою дебиторскую задолженность фактору (финансовой организации), который, в свою очередь, выплачивает продавцу часть суммы задолженности (обычно 70–90%) немедленно. После того как покупатель погасит задолженность, фактор выплачивает оставшуюся сумму за вычетом комиссии. Факторинговая компания также берёт на себя риски неплатежей и контроль за дебиторской задолженностью.
«Факторинг может быть с регрессом и без регресса. В случае факторинга с регрессом факторинговая компания имеет право вернуть долг продавцу, если покупатель не сможет выполнить свои обязательства. При факторинге без регресса все риски невыполнения обязательств ложатся на факторинговую компанию», — отметил Георгий Габолаев.
Чем факторинг удобен бизнесу
Отсутствие залога. В случае факторинга, замечает к.ю.н., директор исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право» Венера Шайдуллина, компаниям не нужно предоставлять залог. Кроме того, механизм позволяет получить средства после поставки товара.
«Благодаря этому предприниматели могут сразу выполнить другие обязательства. Например, оплатить налоги, зарплаты сотрудникам и т. д.», — добавляет Венера Шайдуллина.
Ускорение оборота капитала. Георгий Габолаев говорит о том, что факторинг позволяет продавцам получить деньги сразу после поставки товаров или услуг. Это способствует ускорению оборота капитала и улучшению ликвидности компании.
Снижение рисков неплатежей. Факторинговая компания берёт на себя риски, связанные с неплатежеспособностью покупателя.
Облегчение расчётов. Механизм упрощает процесс международных расчётов, так как факторинговая компания берёт на себя все вопросы, связанные с управлением дебиторской задолженностью. Это освобождает ресурсы компании для развития бизнеса.
Улучшение условий работы с покупателями. Продавцы могут предлагать более выгодные условия своим клиентам, такие как отсрочка платежа, поскольку сами получают средства немедленно через факторинг.
Риски и ограничения
Высокие комиссии. Факторинговые компании берут комиссию за свои услуги, которая может достигать значительных величин. Для компаний с низкой маржинальностью, замечает Георгий Габолаев, это менее выгодный механизм для международных расчётов.
Ограниченная доступность. Спикер предупреждает, что факторинг также может не подойти предпринимателям с низкой кредитоспособностью клиентов или с отсутствием стабильной дебиторской задолженности.
Зависимость от фактора. Использование факторинга приводит к зависимости компании от финансового партнёра.
«Это может ограничивать её гибкость в случае изменения условий договора или ухудшения финансового положения фактора», — рассказал «Сфере» о ещё одном минусе факторинга Георгий Габолаев.
Риски. В комментарии «Сфере» Венера Шайдуллина подчеркнула, что стоимость факторинга выше, чем ставка по кредиту. Из-за этого участники таких сделок могут столкнуться с тем, что клиент не выплатит долг или будет выплачивать его частями. Также не все покупатели могут положительно отнестись к тому, что их долг передали третьим лицам.
«Если покупатель не выплачивает задолженность, продавец обязан вернуть сумму факторинговой компании. Это увеличивает риски для продавца и требует тщательной оценки кредитоспособности покупателя. Здесь возникает риск регресса», — добавил Георгий Габолаев.
Также существуют правовые и кредитные риски. Первые связаны с различиями в законодательствах стран, вторые — с покупателями.
«В случае споров между продавцом, покупателем и факторинговой компанией могут возникнуть сложности с разрешением вопросов в международной правовой системе. Что касается кредитных рисков, то факторинговая компания подвергается им, так как обязана взимать задолженность с покупателей. Это может повлиять на условия, предложенные факторинговой компанией, и сделать их менее привлекательными для продавцов», — прокомментировал вопрос «Сферы» спикер.
Чтобы успешно применять на практике факторинг, предприниматель должен учитывать как особенности своих клиентов и партнёров, так и оценивать возможные риски. При таком подходе этот инструмент может стать значительным преимуществом в международной торговле и способствовать укреплению позиций компании на рынке.