Количество дел, касающихся использования чужих фотографий, стремительно растет. И у этого есть веская причина. Как рассказывает Ирина Терентьева, основатель и руководитель фотобанка «Лори», бизнес-консультант, раньше российские фотографы работали с западными фотобанками и имели там достаточный доход. Но с весны 2022 года западные фотобанки прекратили платить авторам из нашей страны.
«Соответственно, фотографы остались без источника дохода. И посмотрев по сторонам увидели, какое множество их работ используется без оплаты. Появился запрос на защиту авторских прав фотографов», — говорит эксперт.
По данным Ирины Терентьевой, если в 2021 году было всего 940 дел о нарушении авторских прав на незаконное использование фотографий, то в 2024 году эта цифры перевалила за 5000.
Кроме того, сами фотографы становятся более осведомленными о своих правах и чаще решают защищать их в суде, уточняет Виктория Болотникова, фотограф «VBPhotolab».
Выявить нарушение благодаря современным технологиям становится делом все более простыми и не требующими дополнительных затрат. И это становится новой возможностью для заработка.
«Появилось много сервисов и компаний, которые помогают фотографам искать в Интернете факты использования их фотографий. Потом эти организации по договорам доверительного управления с фотографами «под ключ» инициируют споры в судах. Например, в 2024 году уже подано несколько сотен подобных исков: «Федеральное агентство по защите прав фотографов «Пейзаж» — больше 600 исков, «Восьмая заповедь» — больше 500, «Антипиратские технологии» — больше 350 исков», — говорит Александра Бахтиозина, старший юрист Seven Hills Legal, патентный поверенный.
Пять миллионов за карточку
Штрафы за использование фотоконтента чужого авторства разняться и зависят от конкретного дела.
«Суммы взысканий могут варьироваться в зависимости от конкретного дела, но в целом суды могут назначать как компенсации, так и штрафы. В соответствии со статьей 1301 Гражданского кодекса РФ, компенсации могут достигать 5 миллионов рублей, если речь идет о сознательном нарушении авторских прав. Однако, в большинстве случаев суммы взысканий находятся в пределах 10-100 тысяч рублей», — говорит Юрий Митин, управляющий партнер юридической компании «Интеллектуальная защита».
Ирина Терентьева добавляет, что в некоторых случаях, например, если фотография использовалась как картинка на футболке, юристы могут потребовать другой расчет компенсации, двукратную стоимость контрафактного товара.
«Согласно анализу судебных актов за 2024 год рассмотрено более 2925 дел в сфере нарушения авторских прав на фотографии. Примерное количество взысканных сумм компенсации составило 72 219 000 рублей», — отмечает Иван Гончаров, юрист юридического сервиса «Патрикеев и партнеры».
Наталья Тарасова, юрист в области гражданского права, налогового права и арбитражного процесса, эксперт в области правового регулирования нейронных сетей, уточняет, что размер компенсации определяется судом исходя из характера нарушения, степени вины нарушителя и других обстоятельств дела.
Факторы, влияющие на размер штрафа:
- Масштаб использования фотографии (разовое, массовое тиражирование и т.д.)
- Доход, полученный нарушителем от использования фото
- Размер убытков, причиненных правообладателю
- Наличие/отсутствие вины нарушителя
- Личность нарушителя (физическое или юридическое лицо)
«Правообладатель вправе требовать компенсации морального вреда, причиненного нарушением авторских прав. Размер компенсации определяется судом с учетом характера причиненных переживаний, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств», — говорит Наталья Тарасова.
(Не)легально
Стоит оговориться, что в законе есть ряд исключений, благодаря которым можно использовать авторский фотоконтент.
«Случаи, когда можно использовать чужое произведение без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, есть. Их перечень в российском законодательстве закрытый, и они прямо поименованы в законе», — поясняет Александра Ёрш, вице-президент «IP CLUB».
Юрий Митин специально для «Сферы» сделал подборку тех случаев, когда можно публиковать фото без согласия авторства.
- Если фотография находится в общественном достоянии (например, истек срок действия авторских прав).
- Если использование фотографии не является коммерческим и осуществляется в рамках добросовестного использования (например, для учебных или научных целей, с соблюдением определенных условий).
- При наличии лицензии или разрешения от автора.
Этот список дополняет Наталья Тарасова двумя пунктами:
- Использование в личных, семейных целях;
- Воспроизведение в СМИ отдельных фотографий при освещении текущих событий.
Есть еще одно важное исключение — цитирование.
«Долгое время остро стоял вопрос о том, можно ли цитировать фотографии. И Верховный Суд в итоге решил, что можно. Если объем цитирования является допустимым и оправданным целям публикации, при цитировании был указан автор фотографий и дана ссылка на источник заимствования, то суд считает такое цитирование правомерным (например, дело Варламов против АО "Первый канал" (№ А40-5830/17) или Варламов против "Архи.ру" (№ А40-142345/2015)», — поясняет Александра Бахтиозина.
Но даже с учетом этих исключений Ирина Терентьева советует юридическим лицам не использовать картинки, не имея на руках документов.
«Это серьезный риск для бизнеса, он точно сработает, не в этом году, так через пару лет», — предупреждает она.
Эксперт рекомендует подтверждать легальность использования лицензионным договором, договором с автором, трудовым договором, если снимок сделал сотрудник и у него в должностных обязанностях есть «создание фотографий».
«В спорных случаях суды принимают как доказательства легальности использования переписку с автором (даже в мессенджерах, если там обсуждался факт оплаты) и переписку с западным фотобанком (письмо о покупке)», — поясняет Тереньева.
Фотостоки
Спасением для тех компаний, которые часто используют фотоконтент, стали фотостоки. Правда, в большинстве своем эти сервисы — заграничные. В связи с чем встает вопрос, а можно ли теперь бесплатно пользоваться их фотографиями?
«Несмотря на то, что риск ответственности за использование фотографии из зарубежного стока без указания автора сегодня не велик, это не может служить руководством к действию в правовом государстве и не исключает репутационных рисков», — объясняет Андрей Харитончик, ведущий юрист юридической компании i-legal.
С ним согласен и Сергей Боровинских, основатель юридического бутика Сергея Боровинских. «Использование заграничных фотостоков без должного указания авторства может привести к правовым последствиям. Платформы, такие как Shutterstock или Getty Images, обычно предусматривают условия лицензирования, требующие указания авторства. Игнорирование этих условий может повлечь за собой ответственность», — комментирует эксперт.
Виктория Болотникова, фотограф «VBPhotolab», советует всегда проверять условия конкретной лицензии и соблюдать их.
«Некоторые фотостоки предлагают изображения под лицензиями, допускающими использование без указания авторства, но большинство требует ссылки на автора или источник», — отмечает она.
Творец или ремесленник?
Еще один спорный момент, который касается использования фото, касается маркетплейсов.
«Допустим, несколько компаний продают одни и те же товары, которые заказывают в Китае. Одна из компаний сделала съемку этих товаров для карточек маркетплейса (на белом фоне, просто с целью показать товар покупателям). А другая компания вместо того, чтобы сделать такую съемку самой, – берет чужую. Очевидно, что те, кто делал фотографии, недовольны», — рассуждает Александра Бахтиозина.
Вопрос в том, нарушает ли такое использование авторские права?
«Как справедливо заметил СИП в рекомендациях, не каждая фотография = фотографическое произведение. И чтобы фотография была фотографическим произведением и охранялась авторским правом, необходим именно творческий вклад фотографа. Чтобы фотограф работал как творец, а не как «ремесленник» (не просто фиксировал действительность и объект съемки)», — объясняет эксперт.
Гайки завинчиваются
На защиту авторов фотографий встал и Роскомнадзор.
«В России активно борются с нелегальными сервисами, которые предоставляют доступ к фотографиям без соблюдения авторских прав. Правообладатели взаимодействуют с онлайн-платформами, требуя удаления нелегально размещенных материалов. Роскомнадзор периодически мониторит интернет-ресурсы, блокируя сайты нарушающие авторские права, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1021», — отмечает Иван Гончаров.
При этом, по словам Александры Бахтиозиной, статистика показывает, что с каждым годом таких ресурсов становится все большое. Это значит, что Роскомнадзор блокирует, а пираты приспосабливаются.
Право на фото
Доказать свое авторство в суде бывает крайне непросто. Специально для «Сферы» Наталья Тарасова собрала перечень способов, которые помогут фотографам подтвердить права на конкретное изображение.
- Сохранение метаданных (EXIF) фотографии, позволяет получить информацию об авторе, дате и месте съемки обычно сохраняется в метаданных цифровых фото, что может служить весомым доказательством авторства.
- Правообладатель может зарегистрировать авторское право на фотографию в Российском авторском обществе (РАО). Выданное свидетельство об авторском праве будет официальным подтверждением принадлежности фото. Размещать фотографии в СМИ, на сайтах, в соцсетях следует с указанием авторства. Такая публикация позволит зафиксировать дату создания и авторство.
- Для доказывания авторства подлежит проведение экспертизы в специализированных организациях, которые могут установить авторство на основе технических характеристик. Заключение экспертизы будет иметь юридическую силу.
- Защитить изображение можно с помощью «водяных знаков». Нанесение на фото незаметного, но уникального цифрового «водяного знака» автора. При обнаружении этого знака на фотографии можно будет доказать свое авторство.
- Иногда выручает в защите своих прав видеозапись или фотографирование самого процесса создания конкретной фотографии. Такие материалы могут служить доказательством творческого участия автора.
Автор — нейросеть
Вот только все эти способы теряют свою актуальность, если авторскую фотографию обработала нейросеть.
«Существует несколько причин, по которым переделанная нейросетью фотография не может считаться объектом авторского права, защищенным от незаконного использования. Например, отсутствие творческого вклада автора. Чтобы фотография была объектом авторского права, в ее создании должен присутствовать творческий аспект со стороны фотографа. Когда фотография перерабатывается нейросетью, без участия человека, это не считается творческим актом», — поясняет Тарасова.
По ее словам, переделанная нейросетью фотография является производным произведением, которое существенно отличается от оригинального изображения. И даже если общие черты сохранены, суд может посчитать, что это новое самостоятельное произведение.
«Авторское право защищает только те произведения, которые носят индивидуальный творческий характер. Так как результат работы нейросети во многом случаен и не несет отпечатка личности автора, он лишен такой индивидуальности», — отмечает эксперт.
Учитывая автоматизированный характер создания произведения нейросетью, будет сложно доказать личный творческий вклад автора оригинальной фотографии.
Иными словами, переработанные нейросетью фотографии не обладают теми характеристиками, которые необходимы для защиты авторского права. Это открывает широкие возможности для свободного использования обработанных нейросетью фотографий. Впрочем, и программисты, и законодатели уже озадачились урегулированием данного вопроса.