Алкоголь и табак
Контрафактная продукция по-прежнему остается серьезной проблемой. Особенно это актуально, когда речь идет о спиртных напитках и сигаретах, так как в этом случае под угрозу ставится здоровье граждан. Именно на этих товарах нарушители закона зарабатывают огромные деньги. А табачный рынок, с учетом потребляемых объемов, вообще можно назвать стратегическим.
По словам статс-секретаря — заместителя министра финансов Алексея Сазанова, внимание ведомства сейчас обращено именно к этим видам товаров, ведь именно на рынке алкогольной и табачной продукции система маркировки позволяет существенно повысить собираемость акцизов.
«Существует два направления, которые нуждаются в особом контроле: производство пива (ряд производителей не уплачивает акциз) и, конечно, нелегальный ввоз сигарет из стран ЕврАзЭс, Белоруссии и Казахстана. Сейчас мы рассматриваем инициативу о создании реестра пивоваров в РФ, а также введения полноценного института лицензирования импорта табака и сырья для табака», — подчеркивает спикер.
Эксперт отметил, что по итогам оценки убытков, возникающих в связи с наличием контрафактной продукции на рынке, бюджет недополучает существенные суммы. Цифры достигают 100 млрд рублей.
Сопредседатель экспертного совета Госдумы по развитию конкуренции на рынках никотинсодержащей продукции, вопросам государственного регулирования отношений в сфере производства, оборота табачной и инновационной никотинсодержащей продукции Сергей Катасонов оптимистично оценил те изменения, которые произошли за последний год, и отметил, что кабмин и нижняя палата парламента приложили все возможные усилия для борьбы с контрафактом.
«В частности, мы приняли ряд законов. Это, во-первых, ограничение перемещения товаров физическими лицами, то есть таких ситуаций, когда люди пытаются на фуре ввести продукцию «для личного употребления». Во-вторых, это закон о единой минимальной цене. Это распространяется, в частности на табак. Если пака сигарет стоит дешевле, это подделка», — добавляет он.
Товары, реализуемые на маркетплейсах
Про порядок взаимодействия с интернет-площадками рассказал замминистра экономического развития Алексей Херсонцев. Он обозначил, что хоть само по себе министерство не контролирует маркетплейсы, оно имеет подведомственную Федеральную службу по аккредитации, которая осуществляет взаимодействие с ними. Происходит это следующим образом.
«У нас порядка 50-60 процентов обращаемой на рынке продукции, которая требует оценки соответствия требованиям технических регламентов, получения деклараций и сертификатов. И служба по аккредитации аккредитует, собственно, те органы и лаборатории, которые должны обеспечить правильность выдаваемых протоколов и иных документов», — поясняет спикер.
По словам сотрудника ведомства, в год оформляется порядка миллиона деклараций и шестидесяти тысяч сертификатов. При этом, добавляет Херсонцев, маркетплесы — пока что новый сегмент, где инструменты контроля только «нащупываются».
«В «добровольном» режиме мы договорились с тремя площадками — Ozon, AliExpress и Wildberries. Все полученные документы площадки демонстрируют потребителю, чтобы люди не сомневались — товар действительно соответствует требованиям технических регламентов. Им присвоен статус «товар проверен». Нам кажется, такое взаимодействие позволяет людям делать более осознанный выбор и, в конечном итоге, способствует борьбе с контрафактом», — резюмировал он.
Драгметаллы
Генеральный директор АО «Гознак» Аркадий Трачук пояснил, что его предприятие в своей деятельности так или иначе сталкивается с разными видами контрафакта, и работа в направлении борьбы с ним ведется очень активно и на разных уровнях. Так, по словам спикера, последние месяцы в стране функционирует государственная информационная система контроля за оборотом драгметаллов и драгоценных камней.
«Начиная с добычи драгметалла, до его продажи на всех этапах оптом и розниц, и государственным органам, и потребителям доступна полная информация о том, что это за изделие, его подробный состав и так далее. Уже сейчас можно сказать, что система работает вполне эффективно. В настоящее время в ней зарегистрировано 95 млн изделий, и мы видим их движение», — рассказал Трачук.
В конце дискуссии эксперты пришли к общему выводу: о какой бы сфере оборота контрафактной продукции ни шла бы речь, согласованная работа по осуществлению борьбы с этим явлением позволяет медленно, но верно продвигаться к намеченной цели. И уже сейчас определенно можно уже наблюдать положительный результат.
Источник изображения: forumspb.com