Документальная основа
В практике арбитражных судов взыскания доначисленного НДС и пеней в последнее время не редкость. По мнению Яны Кирилловой, самое резонансное дело последних лет – взыскание с генерального директора компании 98 миллионов рублей в качестве субсидиарной ответственности.
«Был генеральный подрядчик, были субподрядчики, которые оказались неблагонадежными партнерами, и претензии были со стороны госзаказчика и налоговой. Бывают достаточно серьезные суммы, и если организация не может расплатиться – соответственно, генеральный директор может быть привлечен к субсидиарной ответственности», – комментирует юрист.
Чтобы этого не случилось, эксперт советует проверять контрагентов по определенной процедуре. Главное в ней – определить три главных шага:
- какие ресурсы будут использоваться,
- как проверять деловую репутацию контрагента,
- какие критерии согласия на сделку установлены в компании.
Эти шаги необходимо оформить в виде утвержденного руководителем положения. Как считает Яна Кириллова, лучше всего дополнить положение формой по проверке контрагента – прописать, кто ее составляет и утверждает.
«Желательно, чтобы там были формы запросов на предоставление учредительных документов, заверенных копий, и список лиц, которые имеют право подписывать первичные документы. Также можно сделать форму запроса на деловые письма. В случае неприятной ситуации, когда вам доначислят НДС, это поможет доказать суду, что вы действительно предпринимали все меры, чтобы проверить своего контрагента. Конечным результатом положения должна быть форма принятия решения – по каким критериям принимается решение, что вы будете сотрудничать с этим деловым партнером», – отмечает адвокат.
Три шага для проверки
Прежде всего стоит определиться со способами проверки. Обычно она начинается с запроса копии учредительных документов и копии бухгалтерского баланса за последние несколько лет, отмечает Яна Кириллова. Кроме того, информацию можно найти в интернете – причем далеко не всегда за нее придется платить.
В качестве бесплатных ресурсов эксперт называет официальный сайт Федеральной налоговой службы, «Вестник государственной регистрации», «Федресурс» – сайт, где можно найти информацию об экономической деятельности компании или предпринимателя. Чтобы проверить отдельных лиц, Яна Кириллова советует использовать ресурсы Федеральной службы судебных приставов. Благонадежность партнера и его умение отвечать по обязательствам можно проверить на сайте «Электронное правосудие» – там есть сведения об исках против организаций. Если сведения предоставляет платный сайт, юрист советует заключать с ним договор и фиксировать заявку на конкретную организацию. Однако даже при использовании бесплатных ресурсов действия необходимо фиксировать – их итогом должен стать отчет, который может пригодиться в случае интереса со стороны проверяющих органов.
«Почему важно делать это все в форме отчета, даже если вы используете бесплатные ресурсы? Потому что суды сейчас обращают внимание на предварительную проверку контрагента перед заключением сделки. Суть в том, что директора и организацию могут освободить от ответственности по доначисленным НДС только в том случае, если они предприняли все возможные меры для проверки благонадежности своего будущего партнера, который впоследствии повел себя, мягко говоря, нехорошо», – рассказывает юрист.
Второй шаг – проверка деловой репутации. В первую очередь, считает Яна Кириллова, надо проверить платежеспособность партнера – бухгалтерские балансы. Судебные органы, например, часто проверяют возможность будущего контрагента оказать соответствующие услуги или доставить товары. Такая проверка может быть сложной, но положение предпринимателя на рынке – тоже часть деловой репутации, считает эксперт.
«Лучше всего, конечно, рекомендательные письма от других организаций или индивидуальных предпринимателей, которые работают с будущим партнером. Сейчас это совершенно нормальная практика, не нужно этого бояться. Может быть сейчас начинающие руководители и юристы стесняются запрашивать такие письма, но на самом деле можно даже предложить для них свою форму», – считает Яна Кириллова.
Финальным шагом должно стать составление четких критериев, по которым определяется готовность работать с деловым партнером. Как считает Яна Кирилова, чем более однозначными и понятными они будут, тем лучше. Это может быть конкретный срок существования компании на рынке или оборот по бухгалтерским балансам, отсутствие дебиторской задолженности или даже наличие склада с товарами – главное, чтобы критерии не допускали двойного толкования.
Больше о процедуре проверки контрагентов – в лекции Яны Кирилловой.
Источник изображения: snowing - www.freepik.com