Мораторий на плановые проверки бизнеса надзорными ведомствами (МЧС, Роскомнадзором, трудовой инспекцией и др.) был введен в России 10 марта 2022 года. В октябре этот запрет продлили на весь 2023-й год. По задумке правительства, мера должна помочь избавить предпринимателей от лишней нагрузки: компании могут не отвлекаться на посещения их предприятий надзорными органами и сосредоточится на выходе из кризисной ситуации, сложившейся за период пандемии коронавируса и санкционного давления западных стран на отечественный рынок.
Послабления в виде отсутствия проверок позволили бизнесу вести дела в более комфортных условиях, но поставили под угрозу жизни россиян. За последние месяцы в России случилось сразу несколько крупных пожаров в торгово-развлекательных комплексах и на складах. Так, в декабре в ТЦ «Мега Химки» полностью выгорел гипермаркет OBI. Огонь охватил 18 тыс. кв. метров, в результате погиб охранник. Ущерб от пожара был оценен примерно в 30 млрд рублей. Спустя четыре дня огонь охватил еще один крупный московский гипермаркет «Стройпарк». Он возник на площадке, где хранился пенополистирол, и быстро распространился по зданию. В результате возгорания обрушилась крыша. В сентябре в Уфе горел ТЦ «Меркурий». Пожар на площади более 5,4 тыс. кв. метров тушили более суток. Для борьбы с огнем спасатели даже привлекали вертолет.
Это далеко не полный список таких ЧП. По данным МЧС, с начала 2022 года в зданиях общественного назначения произошло 5197 пожаров в которых погибли 59 человек. По сравнению с 2021 годом число жертв выросло на 15,7%.
Как МЧС проверяет бизнес в условиях моратория
Согласно постановлению правительства №336, от внеплановых проверок министерства не освобождаются объекты, которые относятся к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска: объекты дошкольного, начального, среднего образования, детские лагеря, роддомы, перинатальные центры и организации, которые оказывают социальные услуги с обеспечением проживания. Также в списке проверяемых числятся производства второго класса опасности.
Что касается торговых объектов, наложенный правительством запрет на плановый надзор вынудил МЧС активнее использовать профилактические визиты, ставшие ключевым инструментом ведомства в минимизации риска пожаров.
«Так, если до введения моратория проводилось около 600 тысяч проверок, то сейчас — около 40 тысяч. По сути, это такая же проверка, но без предписания. Однако это не значит, что последствий нет. Ведь если инспектор во время такого визита выявит вопиющие нарушения, то внеплановая проверка может состояться на основании заявления того же инспектора в прокуратуру с указанием фактов нарушений», — отмечает вице-президент «Союза Торговых Центров: Россия, Беларусь, Казахстан» Павел Люлин.
В период действия моратория проведение масштабных проверок возможно исключительно по поручению президента и кабмина РФ, а также по требованию органов прокуратуры. При этом организовать внеплановую проверку в министерстве могут при поступлении заявления от граждан, а также по результатам мониторинга СМИ и социальных сетей.
24 марта 2022 года Минэкономразвития России направило письмо с пояснениями к постановлению №336. В нем указано, что основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия могут служить выявления фактов причинения вреда либо непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.
Как отмечает президент Ассоциации «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» Дмитрий Удалов, положениями ФЗ № 248-ФЗ и постановлением № 336 не предусмотрены критерии для определения непосредственной угрозы причинения вреда. В данном случае решение о контроле принимается на основании оценки конкретных обстоятельств. При этом оценка обоснованности такого решения дается органами прокуратуры при согласовании проведения контрольного мероприятия.
«Понятие «непосредственная угроза» подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет наступление негативных последствий. Также понятие включает в себя прямую причинно-следственную связь между нарушением обязательных требований и причинением конкретным лицам вреда определенной категории», — уточняет эксперт.
Последствия продления
В условиях стагнации бизнеса и падения доходов в таких секторах недвижимости как торговая и офисная, а также традиционной нехватки средств на содержание ряда объектов жилого фонда, отсутствие риска немедленного наказания может привести к «экономии» на безопасности для отдельных несознательных собственников и управляющих компаний, уверен Павел Люлин.
По его мнению, непрофессиональные управляющие концентрируются в первую очередь на доходной части, забывая про обеспечение процессов и вопросы безопасности, или даже не зная их. Таких управленцев ранее стимулировал именно риск проверки и даже не штрафа, а закрытия, приостановки деятельности объекта.
«Сейчас риск проверки, если не вдаваться в детали, снизился значительно, а значит стоит ждать и халатного отношения к вопросам безопасности на ряде объектов, а следом и пожаров», — подчеркивает эксперт.
С ним согласен Дмитрий Удалов. Он уверен, что при отсутствии должного контроля количество нарушений будет только расти, что может повлечь за собой, в том числе, травмирование и гибель людей.
«В настоящее время за управление автомобилем в нетрезвом виде предусмотрено лишение прав. Что будет если отменить данную меру? Ответ очевиден — увеличится количество ДТП и жертв происшествий на дорогах. Аналогичная ситуация сейчас происходит в сфере пожарной безопасности», — резюмировал Удалов.
Источник изображения: freepik.com