Общие основания для отказа
Фраза «не хочу платить юристу» часто возникает у потребителей, которым по сути не нужна услуга. Такой клиент якобы сам разбирается в вопросе и не ценит труд специалистов, считает адвокат, партнер юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Вероника Сальникова. Прежде чем отказываться, необходимо определить, на каком этапе происходит изменение условий — когда услуга уже оказана, либо оказана, но некачественно, либо к ее исполнению юрист еще не приступил.
«По общему правилу, отказаться от услуги можно, если юрист еще не приступил к ее исполнению, либо придется компенсировать уже исполненную часть», — отмечает эксперт.
Как правило, стороны заключают либо договор оказания юридических услуг, либо договор поручения. В соответствии с ч. 1 ст. 782 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от исполнения соглашения при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.
«В соответствии со ч. 2 ст. 977 ГК РФ доверитель также вправе отменить поручение, а поверенный отказаться от него. Согласно ст. 978 ГК РФ, если договор поручения прекращен до того, как поручение исполнено поверенным полностью, доверитель обязан возместить понесенные издержки, а если поверенному причиталось вознаграждение, уплатить его соразмерно выполненной работе», — пояснила юрист Дарья Эйвенман.
Некоторые юридические фирмы также включают в договор пункт о невозможности расторжения договора в одностороннем порядке. Таким образом, отказаться от оплаты будет непросто.
Добросовестный специалист, при уведомлении заказчиком, без проблем соглашается расторгнуть договор. Однако если юрист не очень честен, он постарается как можно быстрее начать работу по договору и подготовить подтверждающие документы о выполненных задачах. Поэтому клиентам лучше приехать в офис и в письменном виде уведомить исполнителя о расторжении договора.
Кроме того, юрист не вправе без согласия клиента оказывать дополнительные услуги за деньги. В противном случае потребитель вправе их не оплачивать или потребовать возврата денежных средств.
Когда юрист халтурил
Представим ситуацию: вы заключили договор с юристом и прописали в условиях необходимый результат, но в суде все сложилось не так и дело проиграно. В 2023 году Верховный суд разъяснил, что делать в подобных ситуациях.
Показательным стал процесс между ООО «Сити билдинг компани» (заказчик) и «КонсалтЮрист» (исполнитель). Пять лет назад они подписали договор на оказание юридических услуг по сопровождению процесса заключения аренды. Стоимость определили в 11 млн рублей. Настолько высокая сумма была оправдана тем, что заказчик планировал арендовать здание, являющееся объектом культурного наследия федерального значения. Поэтому юристам предстояла долгая работа и взаимодействие со многими ведомствами.
Здание заказчику арендовать удалось, но через некоторое время суды настояли на расторжении договора из-за несоответствий в предоставленных документах. В итоге «Сити билдинг компани» осталась и без сооружения и нескольких миллионов, которые ушли на авансовый платёж юрфирме за сопровождение.
Как ни странно, первыми в суд обратились юристы. Они потребовали от «Сити билдинг компани» 7,3 млн рублей задолженности. Истец рассчитал сумму как разницу между суммой договора и полученным авансом. В юрфирме ссылались на то, что их вины в расторжении соглашения не было и они выполнили свою работу в полном объеме.
Заказчик, в свою очередь, предъявил встречный иск о расторжении договора и взыскании с исполнителя 11 млн рублей как неосновательного обогащения. Фирма указывала на ненадлежащее и некачественное оказание исполнителем юридических услуг. Кроме того, заказчик предоставил расписку о том, что передавал представителю юридической компании 16 млн рублей.
Сперва суды нескольких инстанций встали на сторону юристов, но ВС принял иное решение. Так, было отмечено, что по договору подряда для заказчика прежде всего имеет значение достижение подрядчиком определенного вещественного результата, а при возмездном оказании услуг оплате подлежат именно действия (деятельность), ведущие к результату, а не сам результат.
ВС системно проанализировал дело и все действия, которые выполняла юрфирма. Оказалось, что работа была проведена не всегда полно и верно, а также расходилась с требованиями договора. В итоге суд пришел к выводу, что принятые ранее решения в пользу юристов содержат нарушения норм материального и процессуального права. Дело вновь будет пересмотрено.
Когда не платит клиент
Причин, по которым заказчик перестает платить, может быть много. Наверняка некоторые сталкивались с ситуациями, когда оплата производится частями и сначала клиент исправно перечисляет деньги, но потом происходят задержки. Дальше следуют обещания «вот-вот заплатить», но в итоге финансовые обязательства больше не исполняются. Чаще всего такое происходит, если основной доверитель — физическое лицо и у него возникли финансовые сложности. Правда они могут быть как реальными, так и мнимыми.
Начать следует с банального — личной оценки нового клиента. Еще на стадии заключения договора юристам необходимо продумать насколько перед ними эмоционально устойчивый человек, честный, склонен ли он к спорам и отстаиванию своей точки зрения, ожидает ли клиент легкого и быстрого результата, сколько юристов было у него раньше, и есть ли долги, о которых он умолчал.
Если интуиция подвела и, например, долги клиента слишком большие, остается обратиться в суд. Первым шагом может стать письменная претензия в адрес доверителя, в которой необходимо прописать все возможные для неплательщика последствия.
В суде вопрос решится быстро, если юрист или компания успели приступить к работе. Взыскание стоимости фактически оказанных услуг, не оплаченных доверителем в гражданском или арбитражном процессе, предусмотрено законом.
В 2022 году Комиссия ФПА РФ по этике и стандартам (КЭС) также разъяснила, вправе ли адвокат прекратить защиту по уголовному делу, если доверитель перестал ему платить. Долго время по этому вопросу было много противоречивых позиций. В итоге в КЭС посчитали, что адвокат может включить в договор с доверителем условие о прекращении оказания услуг при отсутствии оплаты. При этом адвокат обязан обеспечить непрерывность защиты и соблюдение интересов своего человека независимо от причин прекращения его защиты.