Цифровизация международной торговли: как праву успеть за бурным развитием онлайн-платформ?

Цифровизация международной торговли — один из факторов, который способен вызвать рост мировой экономики, особенно в условиях таких кризисов как пандемия. Российские и иностранные специалисты в рамках круглого стола «Цифровизация международной торговли» на площадке Legal Academy разобрали суть феномена цифровых платформ и рассказали о нормах права, которые регулируют эту сферу.
Время прочтения: 5 минут

Вопросы цифровизации приобрели наибольшую актуальность на фоне эпидемии коронавируса, так как всем участникам рынка пришлось оперативно искать пути минимизации издержек. Вместе с тем активное использование современных технологий влечет со собой создание правового регулирования.

По мнению статс-секретаря — заместителя министра экономического развития Алексея Херсонцева, за электронной торговлей — будущее. «Пандемия ускорила переход на цифровые технологии. Платформы вводятся и в работу государственных учреждений. Так, министерство активно работает над вопросами использования электронных торговых документов, формирования электронной транспортной накладной и смарт-контрактов. Кроме того, правительство утвердило концепцию урегулирования отношений в сфере искусственного интеллекта, конечной целью которой является обеспечение прав человека. Не менее важной задачей является интеграция России в международный рынок робототехники и законов в этой области», — рассказывает он на круглом столе.

В этом направлении уже давно работают зарубежные коллеги. Даже в ООН. Секретарь «Юнситрала» (комиссии по праву международной торговли организации) Анна Жубан-Бре отмечает, что в настоящее время специалисты разрабатывают несколько онлайн-проектов. Первый связан с оборотными мультимодальными транспортными документами на грузы. Второй — с цифровой экономикой, искусственным интеллектом и блокчейном.

Что такое онлайн-платформа?

Главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Марина Рожкова подчеркивает, что цифровая платформа — понятие спорное. Многие эксперты смотрят на него с разных сторон. «В российском законодательстве используется понятие инвестиционной платформы, финансовой, которая является частью большой информационной системы, основанной на совокупности данных финансовых организаций», — рассуждает научный сотрудник.

Она предлагает определять онлайн-платформу как цифровой сервис для взаимодействия между двумя взаимосвязанными группами интернет-пользователей. Кроме того, ее необходимо рассматривать в качестве субъекта торгового права.

Профессор права Пекинского педагогического университета Хонг Сюэ считает, что онлайн-платформы сейчас выступают в роли посредника и используют разные бизнес-модели. Их объединяет лишь вопросы идентификации и сбора данных. Именно поэтому необходимо сделать эти информационные площадки безопасными.

«В Китае мы всегда несем ответственность за информацию, которую представляем на платформе. Сама по себе платформа выступает в качестве системы электронной регистрации, принимая участие в реальных процессах торговли и обмена. Ей необходимо доверять», — рассказывает эксперт.

Можно ли создать единый закон о цифровых платформах?

По словам Хонг Сюз, уже сейчас специалисты обсуждают, какой доступ к цифровым площадкам необходимо предоставлять участникам и пользователям, чтобы соблюсти условия кибербезопасности. По ее мнению, необходимо разработать единую систему, которая позволит избежать конфликта интересов. «Сейчас в этом заинтересованы уже несколько государств», — добавила она.

С коллегой не согласна Марина Рожкова. Научный сотрудник уверена, что некоторые вопросы проще решить с применением отдельных законодательных актов. Что касается идентификации пользователей в Интернете, в России периодически фиксируют случаи нарушения исключительных прав. Однако это, по большей части, связано с социальными сетями. «Одно время даже рассматривалось предложение о регистрации новых аккаунтов по паспорту, но, в конечном итоге, правительство решило отказаться от этой идеи», — подчеркивает она.

Точку в дискуссии поставила руководитель направления развития бизнеса Торговой палаты Стокгольма Лиз Альм. Она поддержала коллегу из КНР, призвав установить единые стандарты. «В мире цифровых платформ условия пользователей должны становиться правилами, однако на деле юзер не может изменить существующие правила, разработанные в одностороннем порядке. Сейчас большинство платформ регулируются законами тех стран, где они работают. Нам же необходимо установить международные стандарты, которые помогут как управлять платформами, так и ограничить их», — подчеркивает она.

На круглом столе также поднимались темы совершения электронных трансграничных сделок и оформления торговых документов. Полностью посмотреть вебинар можно по ссылке.

Источник изображения: pixabay.com

Рекомендуем

Статья

Грядет цифровизация: Минюст хочет установить единый порядок административного делопроизводства

Минюст разработал проекты о реформе административного делопроизводства. Документы вносят изменения в систему уведомления граждан о делопроизводстве и принятых решениях, а также дают возможность россиянам участвовать в рассмотрении дел удаленно. Нововведения будут вводиться постепенно и в рамках широкого пилотного проекта. «Сфера» разбиралась в подробностях.

Статья

Современные технологии в судопроизводстве: как они помогают правосудию?

В Совете Федерации состоялось совещание на тему использования цифровых технологий в судопроизводстве. Как же ИИ помогает служителям Фемиды при реализации норм процессуального законодательства, разбираем в этой статье.

Статья

Правой рукой мирового судьи может стать нейросеть

В 2023-м количество дел в административном судопроизводстве выросло втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув цифры в 1,3 млн разбирательств. В первом квартале 2024-го порог превысил отметку в 1,5 млн. А все потому, что цифровизация в мировых судах и судах общей юрисдикции происходит крайне медленно, а нагрузка только растет. Возможность использовать технологии при осуществлении делопроизводства появится только с 1 июня 2025 года. Облегчит ли это работу судьям, разбиралась «Сфера».

Нужно хоть что-то написать