Речь идет, в первую очередь, о Постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», и так называемом законе-спутнике от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Эти документы касаются, в том числе, моратория на проверки.
Первый заместитель Генерального директора Группы «Интерфакс» Владимир Герасимов отметил, что реформа контроля надзорной деятельности проводится на протяжении нескольких лет, и ее результаты уже видны, но, в то же время, возникает вопрос, что будет после отмены моратория.
На этот счет эксперты настроены оптимистично. Они сходятся во мнении, что сам по себе курс надзорной деятельности изменился — теперь вектор взаимодействия с бизнесом направлен на то, чтобы предприниматели имели возможность самостоятельно исправлять недостатки и нарушения без необходимости применения санкционных мер.
Суть реформы
Губернатор Московской области Андрей Воробьев отмечает, что о необходимости снижать административные барьеры и давление на бизнес неоднократно говорил сам президент страны. Чиновник поддерживает главу государства, полагая, что надзорная деятельность должна быть «умной и эффективной».
Зампредседателя правительства России — Руководитель Аппарата Дмитрий Григоренко согласен с коллегой, подчеркивая, что контроль является одним из инструментов, побуждающих добровольно соблюдать правила.
Сама реформа состоит из трех частей:
- Регуляторика
Плохие правила надзора ведут к его плохому качеству. Поэтому, в первую очередь, был запущен проект «регуляторной гильотины», то есть отмены неактуальных правил. «Мы насчитали как минимум 318 тысяч норм и правил, треть из которых были признаны ненужными, треть — актуализированы», — поделился информацией Дмитрий Григоренко.
- Открытость
Проверка должна быть прозрачной и понятной. Не нужно скрывать причины, по которым она проводится.
- Обратная связь
Государству важно завоевать доверие бизнеса, и сейчас работа в этом направлении активно ведется. Так, на сегодняшний день существует возможность досудебного обжалования, а также подачи жалобы на проверяющего прямо через Госуслуги. Кроме того, все проверки фиксируются в едином облаке, и у надзорных органов нет возможности там что-то изменить и скорректировать. Весь процесс интегрирован с прокуратурой.
Первый зампредседателя Государственной Думы Александр Жуков подчеркнул, что ключевая идея закона-спутника — осуществление контроля в рамках единого подхода, поэтому все требования собрали в единую базу. А его главная цель — сокращение числа плановых проверок. Документом предусмотрено, что плановые проверки больше не проводятся в 36 видах контроля.
Не привлечь к ответственности, а помочь исправить недочеты
Сегодня в надзорной сфере существует восемь разных профилактических мероприятий. Например, для информирования контрольный орган размещает на сайте данные о своей работе. Также предоставляется возможность самообследования. Владельцу бизнеса предлагают ответить на вопросы, которые позволяют самому предпринимателю выявить те или иные нарушения.
«Следующая мера — предостережение. Например, у контрольного органа есть информация о том, что предприниматель что-то нарушил, но уверенности в этом нет. И в этом случае предостережение проводится вместо проверки с целью самостоятельного устранения нарушений. Затем проверяющий уже совершает профилактический визит — личный или дистанционный с целью информирования бизнесмена о необходимости исправить те или иные недочеты, а также дать рекомендации», — рассказывает Александр Жуков.
Вместе с тем, по словам президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александра Калинина, реформа не является показателем бесконтрольности. От соблюдения установленных существующих норм и правил зависит многое, в том числе, жизни людей. При этом необходимо учитывать мнение всех сторон и с уважением отнестись к тем, кого проверяют.
«Этот подход уже принес безусловный успех. Именно сейчас мы достигли явных результатов: в этом году еще меньше проверок, чем в прошлом, и 65% из них носит профилактический характер. Надеюсь, скоро нам удастся выстроить взаимодействие таким образом, что сами предприниматели будут просить провести контрольно-надзорные мероприятия ради снижения рисков в будущем», — подчеркивает он.
Перспектива отмены моратория на проверки не должна пугать бизнес, ведь в этой сфере уже происходят ощутимые изменения. Государство хочет помогать предпринимателям, а не давить их штрафами.
Эксперты в один голос отмечают, что реформа не статична. Она предполагает постоянные изменения, усовершенствования и, конечно, добросовестное отношение со стороны бизнеса. Только в этом случае она станет выгодной для последнего, ведь залог успеха — совместная работа и доверие друг к другу.
Источник изображения: forumspb.com