Без госномеров: как автомобилисты обманывают платные парковки и что им за это грозит

В большинстве крупных городов России бесплатно оставить автомобиль у обочины даже на непродолжительное время стало крайне сложно. Разметка платных парковочных зон постепенно покрывает городские дороги от центра к окраинам, в масштабе страны — от мегаполисов к провинциям. При этом оплачивать стоянку готовы далеко не все автовладельцы. О мотивах нежелания платить за парковочное место и юридических последствиях таких действий, рассказывает «Сфера».
Время прочтения: 5 минут

Голь на выдумки хитра

Наиболее популярными способами, которые используют автомобилисты, чтобы не оплачивать стоянку, являются манипуляции с госномерами. Такой метод предполагает обман парконов — специализированных машин, оборудованных системой фотофиксации. Парконы фотографируют номерной знак, припаркованного в платной зоне автомобиля, и сверяют с базой данных машин, оплативших парковку.  

Некоторые из трюков:

  • Закрытие части номера каким-либо предметом. Чаще всего используют бумагу, осенью номера замазывают грязью, а зимой — «случайно» прилипшим снегом;
  • Покрытие номеров большим количеством лака с блестками;
  • Использование пленки с поляризационным фильтром, специальных спреев или инфракрасной рамки;
  • Переворачивание номера обратной стороной наружу;
  • Парковка на стоянке под таким углом, чтобы номерные знаки не попадали в объективы камер.  

Такие методы эффективны только против парконов, для пеших патрулей подобные манипуляции не являются помехой. У них есть вполне законное право удалять препятствия, мешающие фотофиксации номера.

Но как идентифицировать номер, если его нет? Метод снятия госзнаков среди автомобилистов в особом почете. Они объясняют его популярность и действенность тем, что закон не запрещает стоянку «безномерной» машины, в законе говорится о запрете именно вождения транспортного средства без номерного знака. К тому же сложно доказать, что номера были сняты намеренно, а не украдены злоумышленниками и прочее.  

Также в среде автолюбителей озвучивалась идея договориться со знакомым инвалидом, чтобы тот выдавал машину за свою. При этом автомобиль не нужно переоформлять друг на друга, делается такой трюк через Госуслуги. Для инвалидов и сопровождающих в зоне платной парковки отводится 10% мест.   

В любом городе встречаются недобросовестные водители, которые любыми средствами препятствуют контрольным органам фиксировать оплату либо неоплату парковки на платном парковочном пространстве, да и вообще соблюдения как федеральных, так и муниципальных правил дорожного движения и правил благоустройства территории. Но из опыта такое количество водителей не превышает 2-3% от их общего числа, отмечает директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов.

Мотивы, по которым водитель не оплачивает платную стоянку, заложены в самой системе оплаты, считает вице-председатель «Комитета по защите прав автовладельцев» Александр Холодов. «В Петербурге сейчас нет поминутной оплаты парковки (ее планируют ввести со второго часа парковки в марте 2023 года, — прим. ред.). Если, например, курьер останавливается вблизи дома на три минуты, формально он должен оплатить занятое место на час, но если он начнет оплачивать каждую парковку, где останавливается на такое короткое время, то, вероятно, останется без зарплаты. И это только одна из причин, по которой владельцы авто кладут бумажку на номер», — отмечает эксперт.  

Штрафы за оригинальность

Хитрости, на которые идут автовладельцы, чтобы не платить штраф за нарушение правил платной парковки, могли бы привести их к наказанию по другим статьям КоАП РФ, но есть нюанс. К примеру, в Петербурге размер административного штрафа за нарушение правил пользования зоной платной парковки определен статьей 37-2 Закона Санкт‑Петербурга № 273-70 и составляет 3000 рублей.

А вот за нарушение установки регистрационных знаков на машину в соответствии со статьей 12.2. КоАП РФ, предусмотрено сразу несколько штрафов, но все они распространяются только на «движущиеся» транспортные средства.

Первый пункт 12.2. КоАП РФ гласит, что управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований госстандарта номерами влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Во втором пункте говорится, что управление транспортным средством с номерами, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть, может стоить водителю 5000 рублей или лишения прав на срок от одного до трех месяцев.

Так как в законе говорится только о штрафе за езду на машине с нечитаемым регистрационным знаком, автомобилисты продолжают оставлять свои авто с прикрытыми номерами в зонах платной парковки, не боясь быть оштрафованными.

В Петербурге с такими неплательщиками предложили бороться с помощью изменения федерального законодательства. Варианты решения проблемы 27 октября на пресс-конференции в «Интерфаксе» предложил замглавы комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков. По его словам, первым делом необходимо внести изменение в КоАП, чтобы появилась ответственность за нахождение автомобиля с нечитаемым или отсутствующим номером в платной зоне парковки.

Второй способ предполагает рассмотрение машин с закрытыми номерами как угрожающих безопасности — такие авто будут эвакуировать. В качестве третьего метода, было предложено, рассмотреть вариант с установкой блокираторов на колеса.

По мнению Михаила Якимова, такой опыт в борьбе с нарушителями правил парковки отлично зарекомендовал себя в Казани. «Там транспортные средства блокируются с помощью специальных приспособлений, которые крепятся на колеса. Для разблокировки водитель должен обратиться к оператору — сотруднику парковки. На сегодняшний день это рабочий инструмент противодействия нарушителям правил парковки и законов в области благоустройства», — отмечает эксперт.   

Недоработанная модель

Во многих российских городах системы платных парковок фактически не работают из-за нерешенных правовых аспектов. Ключевой юридической сложностью, по мнению Михаила Якимова, является не налаженное взаимодействие муниципальных служащих и органов внутренних дел, у которых есть необходимая информация о собственниках транспортных средств.   

Несмотря на это, есть и удачные примеры систем парковочной политики, реализованные, к примеру, в Белгороде и Перми, где еще до объявления конкурса инвесторов заблаговременно разработали систему документации, с помощью которой автовладельцы могут оплатить парковочную сессию, а ответственные лица — привлечь к административной ответственности нарушителей, считает эксперт.

Своим виденьем модели платной парковки, которая могла бы устроить большинство автомобилистов, поделился Александр Холодов. «Для этого, в первую очередь, нужно перестать преподносить платные парковки с позиции регулирования трафика. Это в чистом виде зарабатывание денег, и необходимо относится к этому, как к доходу города. Думаю, всех автомобилистов устроил бы вариант формы отчетности, который информировал бы их о том, на что идут их деньги за оплату парковки», — рассказывает адвокат.   

Александр Холодов уточняет, что зарубежные страны в вопросе платных парковок уже давно перешли на бизнес-модель: то есть, если 85% парковочных мест занято, значит необходимо повышать цену, если меньше — снижать. 

Отметим, что платные парковки есть практически во всех крупных мегаполисах мира. К примеру, в Стокгольме все имеющиеся в городе парковки платные. В Вене правила парковки могут различаться в зависимости от района, на некоторых улицах города парковочные места отведены исключительно для местных жителей, чужой автомобиль будет эвакуирован.  

А в центре Берлина, как и в Лондоне, парковка ограничена двумя часами, условия парковки также сильно разнятся в зависимости от района. Помимо этого, въезд в центр Лондона на автомобиле платный.

За нарушение правил парковки во всех европейских городах предусмотрены соответствующие штрафы.

Источник изображения: freepik.com

Рекомендуем

Статья

Новая жизнь старых машин: какая судьба ждет списанный служебный транспорт

В конце 2023 года стало известно, что депутатам Госдумы поменяют служебные автомобили с иностранных на отечественные. Импортозамещение назначили на 1 января 2024 года. К настоящему моменту уже успели поставить 33 машины российского производства. О том, как будет проходить процедура замены автопарка и какова судьба старых транспортных средств, «Сфере» пояснил эксперт комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре Законодательного собрания Санкт-Петербурга Дмитрий Попов.

Статья

Штормовое предупреждение: кто заплатит за поврежденное стихией имущество

Ежегодно по разным оценкам из-за погодных условий своего имущества лишаются порядка 40 тысяч человек. В два раза больше страдают из-за его повреждений. «Сфера» подготовила подробную инструкцию для сезона непогоды, когда от упавшего на автомобиль дерева или потекшей крыши не застрахован практически никто. Рассказываем, как сохранить холодный рассудок и добиться от виновника компенсации. Даже если это небесная канцелярия.

Статья

Слепая фортуна: чем может обернуться покупка машины банкрота

Идея приобрести автомобиль дешевле рыночной цены выглядит очень заманчивой. Воплотить ее в жизнь можно, например, купив имущество с торгов по банкротству. Однако существуют определенные риски: на практике бывает сложно осуществить осмотр машины, получить на руки все необходимые документы и в принципе выйти на связь с арбитражным управляющим. В итоге вместо удачной покупки — кот в мешке. Как не попасть впросак, «Сфере» рассказали эксперты в сфере банкротства.

Нужно хоть что-то написать