Банкротство от двух миллионов: что известно о новом законе?

Для российских юридических лиц увеличили порог минимального долга для процедуры банкротства. Соответствующий закон Госдума приняла 6 мая, сейчас документ находится на рассмотрении в Совете Федерации.

Теперь юридические лица смогут начать процедуру несостоятельности с минимальной суммы от 2 млн. рублей. Напомним, что ранее этот порог начинался с 300 тыс. рублей. Документ также предлагает увеличить минимальную сумму долга для начала процедуры банкротства для стратегических предприятий и организаций с 1 до 3 млн рублей, а для сельскохозяйственных организаций с 500 тысяч до 3 млн рублей.

Инициатором изменений выступил Верховный суд России, обосновав это, в частности, необходимостью совершенствования процедуры рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве в части повышения эффективности и качества отправления правосудия по делам данной категории.

«Прежде всего, предлагается упрощение банкротных процедур по определенным категориям обособленных споров. Другие нововведения предполагают увеличение минимальной суммы требований кредиторов, при достижении которой может быть возбуждено дело о банкротстве юридического лица. Предусмотрена унификация соответствующего порядка обжалования определений, выносимых арбитражными судами в рамках дел о банкротстве посредством введения единого срока на апелляционное обжалование всех определений, а также предоставление возможности обжаловать постановления судов апелляционной инстанции в кассационном порядке по всем категориям споров за незначительным исключением», - говорилось в сообщении Верховного суда.

Кроме того, ВС РФ предложил точечные изменения, связанные с унификацией подходов к утверждению положения о продаже имущества должника в делах о банкротстве граждан и юридических лиц, совершенствованием порядка продления процедур конкурсного производства и реализации имущества гражданина, установлением права суда на снижение суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего в случае ее явной несоразмерности.

Правительство РФ в своем отзыве на законопроект высказало опасения, что изменения могут нарушить права и законные интересы работников должника и иных кредиторов. 

Юрист адвокатского бюро Asterisk Вячеслав Климов считает, что повышение пороговой суммы до 2 млн. рублей позволит лишь частично снизить нагрузку судов.

«Связано это с тем, что подавляющее большинство подаваемых заявлений о банкротстве сегодня и так, как правило, превышают эту сумму. Однако тот процент потенциальных процессов, которые могли бы возникнуть без нововведения, в любом случае частично снизит нагрузку судов», – отметил эксперт.

Вячеслав Климов отмечает, что поправка поможет системе частично исключить возможность подачи явно необоснованных заявлений со стороны недобросовестных кредиторов.

Изменения также направлены на уменьшение нагрузки на суды. Реализовать эту идею поможет упрощение некоторых аспектов судебных разбирательств, практику которых распространят на обособленные споры: включение требований в реестр, освобождение арбитражного управляющего от его обязанностей по его же заявлению, распределении судебных расходов в рамках дел о банкротстве и другое.

«Поправки вводят упрощенный порядок рассмотрения заявлений о банкротстве и о включении в реестр требований кредиторов должника. Теперь, если отзывы на эти заявления не поступят со стороны должника, они будут рассмотрены судом без проведения заседания с опубликованием лишь резолютивной части определения. Мотивировочную часть суд обязан будет подготовить лишь при подаче апелляционной жалобы на определение», – объяснил эксперт.

Такая новелла может значительно упростить и даже автоматизировать процесс. Но, как замечает Вячеслав Климов, есть нюанс – не скажется ли это негативно на обоснованности и всесторонности процесса.

Госдума привела статистику Верховного суда, где в цифрах показано, сколько отдельных споров арбитражные суды рассмотрели в 2023 году. Так, за прошлый год представители правосудия рассмотрели 340 тыс. дел о банкротстве и 2,6 млн отдельных споров. Это число превышает количество всех дел (1,75 млн), разбираемых арбитражными судами годом ранее. Большая часть этих разбирательств являются бесспорными, к примеру решение о включении требований в реестр кредиторов и продление процедуры банкротства.

Законопроект расширит и полномочия арбитражных управляющих и наделит их правом запрашивать данные о должнике, его контрагентах и супруге без предварительного обращения в суд.

«Предложенные изменения направлены на более эффективное урегулирование дел о банкротстве, что повысит прозрачность и справедливость в процессе принятия решений в данной сфере», — прокомментировал председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

 

Узнать больше о наиболее важных институтах банкротного права и актуальных проблемах, с которыми чаще всего сталкиваются практикующие юристы, можно на курсах повышения квалификации «Банкротство: от доктрины до судебной практики. Системный анализ» и «Банкротство гражданина». 

Рекомендуем

Авторский взгляд

За мужа ответишь: какие последствия ждут родственников при банкротстве

Какими могут быть последствия для родственников при банкротстве? Может ли гражданин перед процедурой банкротства переписать имущество на близких? Как быть с алиментами? И можно ли супругу или родителям обезопасить себя и своё имущество, если их родственник решил признать себя банкротом? На эти и другие вопросы специально для «Сферы» ответил Антон Михайлов, основатель и генеральный директор ООО «Банкрот-Сервис», Москва.

Статья

Возрастной банкрот: можно ли избавиться от долгов, будучи на пенсии

Опасно ли признавать себя банкротом, если вам больше 60 лет? Можно ли при этом лишиться единственного дохода? Какие есть нюансы реструктуризации долгов у пенсионеров? На эти и многие другие вопросы ответили эксперты в материале «Сферы».

Статья

«Зомби-компании» в экономике: когда мертвые продолжают ходить

За последние три года число дел о несостоятельности компаний снизилось почти на 52% – с 1 735 до 839 дел в год. Но некоторые бизнесмены, которые должны заявить о своем банкротстве, этого не делают. Их даже прозвали «зомби-компании». Что это за явление, мешает ли оно экономике и как решить проблему, рассказывает «Сфера».

Нужно хоть что-то написать