Игнорировать признаки неплатежеспособности
Если неплатежеспособность уже есть, лучше подать заявление должника о признании банкротом. Игнорирование очевидных для руководителя или участника признаков приводит к тому, что компания, объективно идущая ко дну, для окружающих все еще является «здоровой». И если в промежутке между наступлением объективного банкротства и возбуждением банкротного дела у общества появятся новые долги, отвечать по ним будет руководство должника.
Переоформлять имущество на доверенных лиц
Многие до сих пор полагают, что в преддверии банкротства надо «спрятать» имущество: продать его кому-либо, кто сможет сохранить его до лучших времен. Не надо. Особенно если речь идет о регистрируемом имуществе (недвижимости, транспортных средствах).
Да и в отношении движимого имущества тоже. Финансовый анализ быстро выявит, что у общества была имущественная масса и она либо «исчезла», либо выбыла за бесценок. И сделки с имуществом банкрота, заключенные как накануне банкротства, так и в пределах трех лет до возбуждения дела, успешно оспариваются управляющим или кредиторами.
Набирать дополнительные долги
Некоторые полагают, что по итогам банкротства должнику «прощается» все то, что не удалось вернуть кредиторам. А значит, можно попробовать взять побольше в надежде либо на спасение, либо на списание. Подобное поведение может привести к личной ответственности руководства и участников.
Если выяснится, что руководители брали кредиты, уже понимая, что отдавать их нечем — эти долги станут их личными. Расплачиваться с банками придется из собстенного кармана, а не из бюджета фирмы.
Рассчитываться «со своими» кредиторами
В надежде защитить «своих» кредиторов многие накануне банкротства рассчитываются именно с ними, не исполняя при этом обязательств перед теми, чьи требования возникли раньше.
Но если управляющему или иным кредиторам удастся доказать, что расчеты осуществлялись «с предпочтением», сделки будут успешно оспорены, а «свои» кредиторы обязаны будут вернуть все полученное в конкурсную массу. В копилку доводов против руководства попадет еще один.
Передавать руководство номинальным руководителям
Нет никаких гарантий, что зиц-председатель (номинальный руководитель) не начнет в случае банкротства рассказывать о своем временном статусе, так как не захочет отвечать имуществом по долгам юридического лица.
Кроме того, грамотные управляющие и кредиторы научились находить фактических руководителей и бенефициаров и успешно привлекать их к субсидиарной ответственности или ответственности за убытки.
Скрывать документы и самим скрываться от управляющего или кредиторов
Это самый простой путь стать кандидатом №1 на привлечение к субсидиарной ответственности. Лучше конструктивно взаимодействовать как с управляющим, так и с кредиторами. Возможно, удастся договориться о заключении мирового соглашения. Особенно если вы убедите кредиторов в том, что банкротство стало результатом объективных экономических причин, а не злоупотреблений со стороны руководства и учредителей.
Как ни удивительно, но конструктивный диалог и максимально открытая позиция являются хорошей стратегией должника в банкротстве. Чем меньше ошибок будет совершено накануне банкротства, тем больше шансов на то, что долги общества-банкрота не станут личными долгами участников и руководства.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com