Эксперт начинает с рекомендаций по книгам, которые следует прочесть. Среди них:
- «Основные проблемы гражданского права», И.А. Покровский
- Пятитомник «Договорное право», М.И. Брагинский и В.В.Витрянский
- «Свобода договоров в современном гражданском праве», А.Г. Карапетов, А.И. Савельев
- «Принцип автономии воли в корпоративном праве», А.А. Кузнецов (а также его монография по исключению участника из ООО)
- «Теория действительности сделок», Д.О. Тузов
- «Вещные права на земельные участки» И.А. Емелькин
Российское и английское гражданское право
Роман Бевзенко рассматривает самые распространенные различия. Они касаются, например, преемственности гражданского права. Может ли российская практика пойти по английскому пути, задается вопросом эксперт? Юрист напомнил, что право Соединенного Королевства не регулируется кодексом. Англичане живут в довольно свободной парадигме: можно все, что не запрещено законом, вернее статутами или прецедентами. Такое устройство добавляет работы юристам туманного Альбиона.
«Специалист, который составляет договор, обязан знать, что не урегулировано в законах, и восполнять это в тексте. Ему должны быть известны нормы закона, которые написаны неудачно, чтобы уметь отменять или изменять их контрактом. Также у англичан нет понятия представительства, поэтому нельзя говорить о рецепции из английского права. Заимствовать нечего. Плюс ко всему, нужно помнить, что британцы по-прежнему живут в феодальной модели, когда верховным собственником является корона», — отмечает эксперт.
В России, впрочем, есть свои особенности. Они касаются, в частности, периода 1990-х годов. Роман Бевзенко обращает внимание молодых специалистов на то, что в ближайшее время самой актуальной юридической специализацией станет структурирование активов людей, которые стали богатыми в это непростое время. Они заинтересованы в том, чтобы их империя не развалилась после смерти.
Формирование судебной практики по регионам
Правовые вопросы в разных регионах страны по-разному могут решаться судьями. По мнению Романа Бевзенко, в этом нет ничего не правового. Велика роль кассационных судов, которые должны делать практику единообразной. Если кассации не могут между собой договориться, для этого есть Верховный суд. «Первая его задача — формирование правовых позиций с целью развития права. Вторая — устранение противоречий в понимании норм права», — замечает юрист.
Право хозяйственного ведения
219 статья Гражданского Кодекса говорит, что право создается при регистрации, то есть это формальный принцип, завязанный на ней. Однако существует общепринятая норма о том, чтобы это право собственности должно принадлежать создателю вещи. Для наглядности специалист приводит в пример девелоперов, которые строят многоквартирный дом.
«Здания застройщики возводят явно не для себя, я для продажи. Но можно ли изначально называть девелоперов собственниками того, что строится на их деньги? Конечно, да. Закон о долевом участии подразумевает, что у будущего новосела есть право залога. Это автоматически лишает его возможности носить статус собственника. Таким образом, объекты попадают в имущественную сферу застройщика», — поясняет он.
НКО и ГК
К осуществлению деятельности некоммерческих организаций Кодекс не применяется. Это означает, что, например, деятельность благотворительного фонда, которая распределяет деньги для больных детей, не подчиняется ГК. Нельзя применять кодекс в попытке найти ответ на вопрос, какому ребенку первому оказывать помощь. Люди, которые занимаются благотворительностью, сами принимают такие решения. Что касается других сфер, например, ТСЖ, это имущественные отношения.
Проблема легализации оборота тканей и органов
Есть вид человеческих тканей, по мнению эксперта, например, волосы, и их можно продавать. «Когда они отделяются от тела, они превращаются в движимую вещь, и с ними можно совершать сделки. Но с органами человека все обстоит сложнее, нельзя продать почку и купить телефон. Есть этические препятствия. Если мы допускаем оборот органов, могут быть злоупотребления с разрушительными последствиями. Сейчас все, что можно, урегулировано через идею донорства», — рассказывает Роман Бевзенко.
Разделение подряда и услуг
Еще древние римляне говорили: есть наем вещей, а есть наем труда. Например, я нанимаю человека и оплачиваю его труд. Это то, что у нас называется услугами. Второй вид: я нанимаю и плачу только за результат. Это уже подряд. «В этой связи не обязательно заключать разные соглашения между заказчиком и исполнителем. Можно договориться внутри договора, что платят и за усилия, и за результат, или о других нюансах», — отмечает кандидат юридических наук.
Цифровые права
Роман Бевзенко подчеркивает, что это новый и не до конца изученный вид. На первый взгляд. «По мне, это хорошо известные права на имущество или договоры, просто в другой форме. Сейчас люди научились сохранять информацию в компьютерной среде, выбрав другой способ фиксации прав, и все. Цифровой рубль вряд ли будет отличаться от другой валюты, так как это все относится к способам оплаты», — говорит он.
На другие вопросы, волнующие юристов, эксперт отвечает на вебинаре «Актуальные проблемы гражданского права». Послушать его можно здесь.
Источник изображения: pixabay.com