Сегодня монополия адвокатов действует только в уголовных делах — в других видах судопроизводства интересы сторон могут представлять любые юристы. В Минюстеподготовили предложения по объединению профессиональных представителей на базе адвокатуры, но для их обсуждения нужно официальное поручение правительства.
Ограничения для юристов без статуса адвоката будут вводиться постепенно. Исключение сделают для сотрудников юридических отделов компаний.
Налоговые нюансы и рост стоимости услуг
Замдиректора департамента развития и регулирования юридической помощи и правовых услуг Минюста Антон Бенов отметил, что необходимость реформы уже не оспаривается, а основные вопросы касаются налогообложения и организации работы адвокатуры. При этом сама монополия не тормозит развитие института — изменения можно внедрить до появления новых форм адвокатских объединений.
Адвокат АККК Евгения Яковлева в комментарии «Сфере» выразила опасение, что нововведения могут вызвать рост стоимости услуг.
«Введение адвокатской монополии может привести к удорожанию услуг, потому что у юристов изменится режим налогообложения. Сейчас большинство ИП и ООО, оказывающих юридические услуги, работают на упрощенной системе и платят 6% с дохода, тогда как адвокаты платят НДФЛ 13% и дополнительные взносы в Пенсионный фонд, которые не уменьшают налоговую нагрузку», — объяснила Евгения Яковлева.
Впрочем, ранее в СМИ президент Федеральной палаты адвокатов Светлана Володина опровергла опасения о росте цен, сославшись на международный опыт. Она анонсировала меры против коррупции при сдаче экзаменов: аудио- и видеозапись процесса, а также право обжаловать решения комиссии. Взносы за вступление в адвокатуру унифицируют по стране, а юристы с опытом работы от трёх лет смогут открывать собственные объединения в рамках адвокатуры.
Время на подготовку
Период адаптации планируют сделать двухлетним. Светлана Володина считает, что этого времени хватит юристам для подготовки к изменениям.
Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев Групп», призвал ускорить реформу до возможного возвращения иностранных юридических компаний, которые до 2022 года контролировали 80% рынка. По его мнению, промедление грозит «колонизацией» отрасли иностранными фирмами, особенно из Китая, а завершение изменений до конца 2024 года укрепит суверенитет российской правовой системы.
Евгения Яковлева скептически оценивает эффективность монополии.
«Введение адвокатской монополии в нынешнем виде не окажет большого влияния на качество услуг. Ситуация повторит опыт начала 2000-х, когда в арбитражных судах ввели обязательное представительство через сотрудников предприятий или адвокатов — юристов просто оформляли по срочным трудовым договорам, обходя ограничения», — говорит спикер.
По ее мнению, реальные изменения возможны только при введении экзамена для всех юристов, независимо от места работы — в адвокатуре, прокуратуре или бизнесе.
Поддержка АЮР
Ассоциация юристов России (АЮР) поддерживает цели концепции, направленной на защиту прав граждан.
«Мы изучили предложения из концепции. Надеюсь, ее утвердит правительство РФ. Можно ввести монополию на представительство в Верховном суде, кассационных и апелляционных инстанциях, но для этого нужен консенсус в юридическом сообществе», — заявил председатель АЮР Владимир Плигин.
Он также пообещал, что АЮР проанализирует проект и будет взаимодействовать с Минюстом на всех этапах его рассмотрения.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com