Legal Talks
Логотип Legal Academy
Логотип Сфера
Лекция

Оспаривание сделки, совершенной под влиянием заблуждения

54 минуты

Александр Юрьевич Зезекало рассматривает статью 178 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает возможность оспаривания сделки, совершенной под влиянием заблуждения. Лектор выделяет особенности оспаривания сделки при наличии заблуждения, определяет границы заблуждения, а также подробно анализирует поименованные виды существенного заблуждения, закрепленные в данной статье.

Зезекало
Александр
Юрьевич

К.ю.н., доцент кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета
Формат
Лекция
Итоги

Заключение сделки, совершенной под влиянием заблуждения, – одно из оснований для признания ее недействительной в российском праве. О заблуждении можно говорить как о ложном представлении о тех или иных обстоятельствах. Александр Юрьевич Зезекало рассказывает о влиянии заблуждения на действительность сделки.

Лектор очерчивает круг случаев, когда заблуждение может привести к недействительности сделки, и обращает внимание на эволюцию статьи 178 Гражданского кодекса РФ, которая существенно изменилась в новой редакции. В числе прочего, лектор анализирует как общие критерии существенности заблуждения, так и отдельные поименованные виды существенного заблуждения, указанные в части 2 статьи 178 ГК РФ, а также обстоятельства, ограничивающие признание сделки недействительной.

Дата записи: 15 мая 2019 г.
Содержание

Оспаривание сделки, совершенной под влиянием заблуждения. Введение

Возможно ли оспорить сделку, если во время ее заключения сторона находилась под влиянием заблуждения?
Александр Юрьевич Зезекало рассказывает об эволюции представлений о влиянии заблуждения на судьбу сделки.

Существенность заблуждения как повод для оспаривания сделки

Не всякое заблуждение может привести к эффективному оспариванию и недействительности сделки. Для применения механизма оспаривания необходимо соблюсти критерии, которые закреплены в статье 178 Гражданского кодекса РФ. Лектор объясняет принцип действия двухступенчатого теста, заложенного в статье 178.

Кроме того, отдельно упоминается содержащийся в части 2 перечень видов существенного заблуждения, который не является исчерпывающим. В связи с открытостью этого перечня поднимается вопрос о назначении поименованных видов. Можно ли сказать, что перечисленные в данном перечне виды заблуждения пользуются презумпцией существенности?

Поименованные виды заблуждения: оговорки, описки, опечатки, а также заблуждение в предмете и в существенных свойствах предмета сделки

Первыми среди поименованных видов существенного заблуждения рассматриваются оговорки, описки, опечатки. Проблема всегда представляла значительную актуальность, однако в отечественном праве подобная возможность ранее отсутствовала. Теперь, после внесения последних изменений в ГК РФ, она имеется. Однако при применении данного критерия существенности заблуждения следует учитывать ряд важных моментов, на которые обращает внимание лектор.

Заблуждение в предмете сделки – критерий, не являющийся новым для российского правопорядка. Вместе с тем, последние изменения в ст. 178 ГК РФ не обошли его стороной. Лектор рассказывает о том, как это повлияло на изменение сферы применения данного критерия, а также на круг лиц, которым принадлежит право оспаривать сделку по данному основанию.

Следующая разновидность – заблуждение в существенных свойствах предмета сделки. Затрагивается вопрос о допустимости конкуренции исков, в частности требования об оспаривании сделки на основании заблуждения в существенных свойствах предмета сделки и требований вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Поименованные виды заблуждения: заблуждение в природе сделки, в лице и в решающих обстоятельствах

В заключительной части лектор продолжает разбирать отдельные категории существенного заблуждения.

Вначале речь идет о заблуждении в природе сделки. Здесь не обходится без доктринальных вопросов, в частности, что следует понимать под природой сделки. При объяснении принципа действия данного вида заблуждения лектор ссылается на практику ВАС, а также на Германское гражданское уложение.

Далее рассматривается заблуждение в лице, при этом основное внимание сосредоточено на двух основных вопросах. Следует ли признать существенным заблуждение в качествах контрагента? Предполагает ли статья 178 ГК только контрагента или можно признать существенным заблуждение в отношении лица, связанного со сделкой?

Последним из поименованных видов рассматривается заблуждение в решающих обстоятельствах. В связи с этим Александр Юрьевич Зезекало упоминает заблуждение в мотиве сделки, а также сравнивает заблуждение в решающих обстоятельствах с институтом заверения об обстоятельствах.

Комментируемые нормы права
Дополнительные материалы
Дополнительная информация