С 19 марта до 10 апреля в связи с пандемией COVID-19 российские суды будут работать в ограниченном режиме. Постановление о введении эпидемиологических мер было опубликовано на сайте Верховного Суда РФ 18 марта.
Согласно документу, судам следует:
- Приостановить личный прием граждан. Документы рекомендуется подавать онлайн или по почте России.
- Рассматривать только дела безотлагательного характера (об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения; о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным; в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, и других), а также дела в порядке приказного или упрощенного производства (по которым не проводятся судебные заседания).
- При наличии технической возможности рассматривать дела по видео-конференц-связи.
- При малейших признаках заболевания всем судьям и работникам аппаратов судов требуется самоизолироваться.
- Не допускать в суды лица, не являющиеся участниками судебных процессов.
Ограничения не вызвали в профессиональной среде ни паники, ни тем более осуждения. «Если действительно имеется информация о серьезной опасности и необходимости подобных жестких мер, то, конечно, решение Верховного Суда об ограничениях в работе судов нам следует признать правильным и допустимым, принять к исполнению и учитывать в работе. Отложение рассмотрения гражданских и уголовных дел на 20 дней – нормальное явление даже в обычном течении процесса», – прокомментировал ситуацию газете «Коммерсантъ» первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов России Михаил Толчеев.
Похожие настроения разделяет и руководитель Международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. По его мнению, введение карантина в современных условиях – мера правильная, а единственное, что может вызывать беспокойство – вероятность продления режима. «Если это продлится 2–3 недели, то ничего страшного, если же затянется на 2–3 месяца, то будут проблемы. Например, переполнение следственных изоляторов: новые преступления же совершаются, а выходить из СИЗО, отправляясь либо в колонию, либо на свободу, люди не будут, поскольку приговоры не будут выноситься», – отметил Павел Чиков в интервью газете «Ведомости».
Продление сроков – вполне вероятный сценарий в случае, если эпидемиологическая ситуация ухудшится. Например, в Италии ограничительные меры по работе судов будут действовать до 31 мая. Некоторые уже сейчас опасаются, что в связи с ограничениями начнутся злоупотребления процессуальными сроками и возникнет путаница со сроками исковой давности. «После окончания приостановки работы судов Верховный суд разъяснит порядок, случаи и условия восстановления процессуальных сроков», – сказала представитель Национальной юридической службы «Амулекс» Юлия Галуева в интервью газете «Ведомости».
Что новые меры означают для участников судебных процессов? Если судебное заседание было назначено в период с 19 марта по 10 апреля 2020 года, то, скорее всего, оно будет отложено. В это время также будет невозможно подать документы через канцелярию суда, ознакомиться с материалами судебных дел, получить исполнительные листы и копии судебных актов.
В сложившейся ситуации участникам процессов остается только ждать и следить за статусом судебных заседаний, которые были назначены на период карантина. Согласно обзору международной юридической фирмы Dentons: «Нельзя исключать того, что отдельные заседания будут проведены в ранее определенную дату (особенно актуально в отношении заседаний судов апелляционной и кассационной инстанций). При необходимости для снижения рисков могут быть поданы ходатайства об отложении заседаний».
Источник изображения: freepik.com