Третейские суды станут быстрее: что готовит Минюст

Министр юстиции РФ Константин Чуйченко анонсировал реформу законодательства о третейских судах. Эти изменения призваны ускорить исполнение решений — вместо месяцев теперь потребуется всего 14 дней. О планах министр рассказал еще в июне на Петербургском международном экономическом форуме, подчеркнув рост популярности третейского разбирательства: за последний год число таких споров выросло на 30%. Правда, это лишь капля в море: 3000 дел — скромная цифра на фоне 1,8 млн экономических споров, рассмотренных арбитражными судами. Как изменения повлияют на бизнес и граждан? Об этом в авторской колонке «Сферы» — адвокат Азамат Берзегов, руководитель регионального отделения Независимого Профсоюза «Новый Труд» в Республике Адыгея.
Время прочтения: 5 минут

Третейские суды как альтернатива 

Третейский суд — внегосударственный институт разрешения гражданско-правовых споров. Его ключевая особенность — рассмотрение дел только при взаимном согласии сторон.

К его компетенции не относятся: дела о банкротстве, вопросы государственной регистрации, споры об интеллектуальной собственности, иски о возмещении вреда здоровью и иные категории, прямо исключенные законом.

Системные проблемы 

У бизнеса сформировался запрос на быстрое и качественное рассмотрение коммерческих споров. Чтобы добиться принудительного исполнения решения третейского суда, сторона должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа. На основании этого заявления проводится заседание с участием сторон третейского разбирательства. Однако подготовка и проведение судебного разбирательства требуют времени, а время, как известно, — деньги.

Ключевые изменения

Минюст России подготовил масштабный законопроект о модернизации системы третейского разбирательства. Основные изменения затрагивают четыре ключевых аспекта.

  1. Упрощение процедуры принудительного исполнения.Законопроект отменяет обязательное предварительное заседание, ускоряя процедуру. Срок рассмотрения заявлений сокращается до 14 дней. Этот порядок будет единым как для арбитражных судов, так и для судов общей юрисдикции.
  2. Усиление значения обеспечительных мер.Новые правила делают обеспечительные меры обязательными и допускают их немедленное исполнение.Особый статус получают решения постоянно действующих арбитражных учреждений (ПДАУ).
  3. Внедрение цифровых технологий. Реформа предполагает:
  • полноценный электронный документооборот между судами;
  • уведомление сторон через официальные адреса из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • возможность дистанционного взаимодействия всех участников процесса.
  1. Ограничение компетенции временных третейских судов. Временные третейские суды (создаваемые для конкретного спора) больше не смогут рассматривать дела, затрагивающие государственные реестры. Такие споры будут передаваться в постоянно действующие учреждения, что повысит защиту реестров.

Преимущества реформы:

  • сокращение сроков разрешения споров;
  • снижение нагрузки на государственные суды;
  • повышение доверия к третейским институтам;
  • соответствие международным стандартам.

Потенциальные риски:

  • адаптация судей к новым процедурам;
  • сложности с внедрением электронного взаимодействия;
  • задержки в рассмотрении срочных дел.

Реформа создает более эффективный механизм разрешения коммерческих споров, что особенно актуально в условиях экономической нестабильности.

 

 

 

 Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Понятие процессуального права

Право — понятие растяжимое и даже, пожалуй, всеохватывающее. О какой стороне жизни ни шла бы речь, всегда найдется закон, который говорит, что делать и как делать. Вот и в суде есть свои правила. Каждый шаг суда и всех участников спора строго регламентирован, причем нарушение процессуальных прав чревато отменой судебного акта даже в том случае, если сам спор разрешен правильно и в соответствии с законом.

Статья

Адвокатский статус и первые дела об увольнении из-за ИИ: главные новости уходящей недели

Депутаты хотят запретить передачу долгов коллекторам без согласия заемщиков. Минюст предлагает сделать адвокатский статус обязательным для судебных представителей. Суд рассмотрит дело об увольнении сотрудника из-за внедрения искусственного интеллекта. Главные новости уходящей недели «Сфера» собрала в традиционном дайджесте.

Статья

Честный сбор или обман? По каким критериям проверить надежность НКО

Минюст и эксперты признают, что в сфере благотворительности по-прежнему немало рисков — от непрозрачной отчётности до откровенного мошенничества и утечек данных. Но есть и надёжные ориентиры: прямое взаимодействие с проверенными фондами, открытая отчётность и прозрачные правила работы. В этом материале — о главных проблемах и простых критериях, которые помогут отличить добросовестную НКО от сомнительной.

Нужно хоть что-то написать