Таксопарки перейдут на российские авто: сроки, требования и последствия

Россиян продолжают активно пересаживать на отечественные автомобили. Президент России Владимир Путин подписал закон о локализации такси, который вступит в силу с 1 марта 2026 года. Согласно документу, транспортное средство сможет попасть в реестр перевозчиков только при выполнении определенных условий и соответствия балльной шкале. Подробнее — в материале «Сферы».
Время прочтения: 8 минут

Что в законе?

Для регистрации автомобиля такси необходимо будет выполнить одно из условий:

  • соответствие уровня локализации машины стандартам госзакупок (система «баллов» за российское производство);
  • выпуск авто по спецдоговору с инвесторами, заключенному в период с марта 2022 по март 2025 года.

Автомобили, зарегистрированные как такси до марта 2026 года, под эти правила не попадут. Для Калининградской области и Сибири срок продлили до марта 2028 года, а для Дальнего Востока — 2030 года. В этих регионах более 90% водителей — самозанятые на личных авто, тогда как в других частях страны доминируют таксопарки, которым проще приспособиться к новым правилам.  

С 1 января 2033 года все льготы отменят: единственным условием станет соответствие уровню локализации. Таким образом, государство планирует постепенно перевести отрасль на автомобили российского производства, давая бизнесу и регионам время на адаптацию. Цель законопроекта — не только поддержать отечественный автопром, но и снизить зависимость от импорта. Сейчас растёт доля импорта из Китая, а продажи отечественных автомобилей снижаются с 2021 года. Отсутствие дополнительных мер стимулирования, уверены инициаторы, приведёт к потере рынка, закрытию заводов, увольнениям и зависимости от запчастей из-за рубежа.

Субъекты РФ смогут самостоятельно устанавливать требования к уровню локализации (доля российских деталей и сборки) для такси. Чем она выше, тем больше баллов у автомобиля.

Удар по водителям

Генеральный директор «ТрансЛюкс» Марина Паскали отмечает, что новые российские машины вдвое дороже б/у иномарок. Многие просто не могут себе их позволить, что может грозить уходом с рынка до 60% водителей и ростом цен на поездки на 15%.

«Сейчас под требования попадают всего четыре модели Lada и пара китайских марок — выбора почти нет. Таксопарки просят господдержку: субсидии, льготный лизинг и исключение самозанятых из-под закона. Разумнее было бы дать больше времени на переход и расширить список разрешённых машин», — заявила эксперт.

Она считает предложенную балльную систему «нелогичной». Закон в нынешнем виде грозит кризисом на рынке, уверена спикер. С ней согласен генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. По его словам, можно ждать дефицита кадров.

Глава центра компетенций Международного Евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус считает, что закон должен регулировать работу такси, а не фокусироваться на локализации.

Руководитель объединения самозанятых Иван Литвинов добавляет, что закон не может быть распространён на личные автомобили частных водителей, так как им недоступен лизинг. А фактическая процентная ставка по автокредитам сегодня равна 32%. Так, кредит на машину за 1,5 млн рублей на 7 лет обойдётся в 44 тысяч рублей ежемесячно. В итоге водитель переплатит почти 3,7 млн — в 2,5 раза больше первоначальной стоимости.

В небольших городах ситуация критичнее: чтобы окупить бюджетный автомобиль, таксисту потребуется более 5 лет. Однако из-за интенсивной работы машина «убивается» за 2–3 года.

На пределе мощностей

Дмитрий Матвеев отмечает, что «АвтоВАЗ» после 2022 года бьет рекорды по продажам: российские машины доступнее и дешевле в обслуживании.

«Спрос и так высок. Если что и нужно наращивать, так это производство, ведь заводы работают на пределе», — говорит он.

Новый закон, однако, может сократить число доступных машин и взвинтить цены. Китайские бренды, несмотря на скидки, не закрывают нишу авто дешевле 1 млн рублей.

«Для нашей компании по прокату раньше отличным вариантом был Datsun mi-DO — недорогая малолитражка, но в 2020 году её перестали выпускать в России. С тех пор сегмент бюджетных городских машин так и остаётся пустым. Ходят разговоры, что могут снова начать делать «Оку». Если это произойдёт, мы сразу добавим эти автомобили в наш парк», — рассказал «Сфере» Дмитрий Матвеев.

Пассажир – не спонсор

Средний тариф за поездку в 2024 году превысил 500 рублей. Как подчёркивают эксперты, пассажиры не должны спонсировать переход отрасли. Руководитель таксопарка «Яндекс.Партнёр» Максим Петрович предупреждает: резкая смена автопарка может притвести к росту тарифов на 25–50% из-за затрат на обновление и дефицита моделей.

Закон фактически исключает иномарки из таксомоторной отрасли с 1 марта 2026 года (с отсрочками для Калининградской области, Сибири и Дальнего Востока до 2028–2030 годов). Это значит, что популярные модели, такие как Hyundai Solaris, Kia Rio или Toyota Camry, больше не смогут использоваться в такси, если не соответствуют требованиям локализации.

«Переход на российские машины потребует значительных инвестиций — по нашим оценкам, обновление автопарка обойдется в десятки миллионов рублей. Затраты лягут на водителей и в конечном итоге на пассажиров»,  предупредил спикер.

Предпочтения, ожидания, оптимизм

В регионах с отсрочкой, таких как Дальний Восток, переход будет мягче. Но к 2030 году он все равно должен осуществиться.

«Заводы нарастят выпуск, государство введёт субсидии, а водители купят машины с господдержкой», — уверена Марина Паскали.

Спикер считает, что закон станет драйвером роста для отечественного автопрома, снизит зависимость от импорта и стимулирует производство запчастей. Дмитрий Матвеев полагает, что нужно подтягивать российские модели через субсидии, НИОКР и подготовку кадров. И внедрять реформы поэтапно, как это делают за рубежом.

Среди плюсов российских машин для таксопарков выделяют доступность Lada Granta и Vesta, недорогой ремонт и адаптацию к климату. Из минусов — отсутствие премиальных аналогов, небольшой объем производства и слабое внедрение современных технологий.

«Конкурентоспособность зависит от того, смогут ли производители нарастить выпуск и предложить модели под разные сегменты», — заявил эксперт.

При этом современные отечественные модели существенно превосходят старые «ВАЗы» по качеству: двигатели служат дольше, кузова не подвержены быстрому износу. Эти машины уже массово используются в региональных таксопарках, подтверждая свою практичность.

Автоэксперт kolesa.ru Евгений Балабас в комментарии Общественной службе новостей отметил, что одобренные для такси модели относятся к бюджетному сегменту, а их закупка автопарками, вероятно, будет поддерживаться субсидиями.

«Это сократит затраты на производственные ресурсы и позитивно скажется на отрасли», — пояснил эксперт.

Что касается премиум-сегмента, спикер считает его малозначимым для большинства регионов: «В провинции таксисты работают на отечественных авто, а бизнес-класс — скорее элемент социального расслоения в мегаполисах».

 

 

 Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Забуксовали в цене: снизится ли стоимость услуг такси?

Установить потолок цены на такси в непогоду предложили депутаты Госдумы. Автор идеи - член комитета по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин – считает, что она не должна повышаться более чем на 20% от стоимости аналогичной поездки при нормальных условиях. Поможет ли инициатива остановить рост цен на услуги перевозчиков, который наблюдается в России в последнее время, рассказывает «Сфера».

Статья

За баранку без судимости и штрафов: что меняет закон о такси

1 сентября вступил в силу закон "О такси", который позволил самозанятым работать в сфере таксомоторных перевозок. При этом у граждан с судимостью и неоплаченными штрафами возможности выйти на смену больше не будет. "Сфера" поинтересовалась у экспертов, как в ближайшем будущем может измениться рынок таксомоторных перевозок и чего ждать потребителям услуг.

Статья

Забуксовали в цене: снизится ли стоимость услуг такси?

Установить потолок цены на такси в непогоду предложили депутаты Госдумы. Автор идеи - член комитета по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин – считает, что она не должна повышаться более чем на 20% от стоимости аналогичной поездки при нормальных условиях. Поможет ли инициатива остановить рост цен на услуги перевозчиков, который наблюдается в России в последнее время, рассказывает «Сфера».

Нужно хоть что-то написать