Закон о локализации такси принят в мае 2025 года и начнет действовать с 1 марта 2026 года. Локализация такси — это требование к перевозчикам использовать автомобили, собранные в России из комплектующих отечественного производства. Главная задача — развитие национальной автомобильной промышленности.
Однако предложенные поправки призваны смягчить эти требования для водителей-самозанятых. Так, предусмотрена возможность работать на автомобилях иностранного производства до 2033 года при соблюдении двух условий.
Во-первых, автомобиль должен находиться в собственности водителя не менее 6 месяцев.
Во-вторых, количество таких транспортных средств будет ограничено квотой: доля нелокализованных автомобилей в общем реестре такси каждого региона не должна превышать 25%.
Министерство транспорта получит право устанавливать квоты, но будет обязано сообщать о них заранее, ежегодно до 20 января. Информацию о том, исчерпана ли квота или ещё есть свободные места, уполномоченные органы будут публиковать каждые три месяца.
Для Калининградской области, регионов Сибири и Дальнего Востока сроки введения новых правил отложены на несколько лет. И новые поправки призваны учесть интересы всех сторон и обеспечить более плавный переход на новые правила.
«Обсуждения идут активно. Бизнес и водители переживают, что станет мало подходящих машин, цены на такси вырастут, а многие самозанятые уйдут с рынка или перейдут в тень. Государственные органы и автопроизводители считают, что закон поможет развить отечественный автопром и создаст новые рабочие места», — рассказала в комментарии «Сфере» генеральный директор «ТрансЛюкс» Марина Паскали.
Экономические риски
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в такси работает около 540 тысяч самозанятых водителей. Для многих это важный источник дохода — в среднем они зарабатывают около 45 000 рублей в месяц. Эта сумма весьма существенна, особенно если учесть, что медианная зарплата по России составляет 56 400 рублей.
По оценкам, 507 тысяч водителей могут потерять в общей сложности 289 млрд рублей доходов в год. Бюджет также недосчитается около 25,4 млрд рублей налогов ежегодно. Расчеты показывают, что каждые 100 тысяч водителей, покинувших рынок, означают для казны потерю 5 млрд рублей.
Авторы поправок также считают, что квота в 25% позволит плавно обновлять автопарк, не отпугивая водителей. Это также поможет сохранить налоговые поступления, поскольку водители продолжат работать легально. На данный момент многие водители не имеют финансовой возможности для приобретения нового отечественного автомобиля.
Будет ли квота эффективна?
Мнения на этот счет разделились.
Эксперты считают, что 25% — это слишком мало. В крупных регионах предложенного объема будет недостаточно, что создаст эффект бутылочного горлышка. Есть предложения начать с более высокой квоты, например, 80%, чтобы дать рынку время адаптироваться.
Представители таксопарков поддерживают идею отсрочки для самозанятых, однако оценивают квоту как заниженную. По их мнению, у водителей-подработчиков нет возможности купить новый автомобиль, и предлагают не распространять на эту категорию работников требования о локализации.
Автопроизводители, в свою очередь, видят в этом переходном периоде преимущество. Он даст им время нарастить производство и улучшить качество машин без лишней спешки.
Критики также указывают, что поправки не решают проблему с лизинговыми автомобилями, а механизм распределения квот между регионами оценивается как непрозрачный и излишне сложный.
Возможные последствия локализации такси
Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев прогнозирует ряд возможных негативных последствий.
«Локализация такси вызовет дефицит автомобилей. А вот спрос со стороны клиентов останется на прежнем уровне. Такая ситуация серьезно отразится на формировании цен — спровоцирует рост тарифов. Пассажиры будут вынуждены платить на треть больше за те же самые маршруты», — говорит эксперт.
Как изменится ситуация, по его мнению:
- многие самозанятые водители, для которых покупка новой машины — неподъемная затрата, будут вынуждены уйти из профессии;
- производственные мощности автозаводов работают на пределе, резкое увеличение спроса может привести к задержкам поставок и ухудшению качества сборки;
- часть таксомоторных компаний может закрыться, что ослабит конкуренцию и позволит оставшимся игрокам повышать тарифы.
«Наша компания на стороне отечественного производителя и разделяет мнение о значимости рассматриваемого закона. Однако его внедрение должно происходить поэтапно, давая отрасли возможность адаптироваться к нововведениям», — отмечает Дмитрий Матвеев.
Предлагаемые поправки представляют собой попытку найти баланс. Они не отменяют саму идею локализации, но признают, что отрасль и водители нуждаются в длительном и плавном переходном периоде. Однако конкретный механизм перехода (низкая квота и сложная система регулирования) вызывает у экспертов и участников рынка серьезные сомнения в своей эффективности.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com