История конфликта
В марте Wildberries в одностороннем порядке ввел штрафы для пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Санкции касались клиентских возвратов бракованных товаров. Также маркетплейс перестал выплачивать партнерам вознаграждения, пока те не погасят все, имеющиеся у них долги по штрафам перед компанией.
Во вторник, 14 марта часть сотрудников ПВЗ Wildberries решила устроить забастовку. В среду, 15 марта, по стране частично перестали работать пункты выдачи заказов.
«Информация о закрытии пунктов выдачи и уж тем более о забастовках не соответствует действительности. Пункты продолжают работу в стандартном режиме», — прокомментировали СМИ происходящее Wildberries. Ответственность за сложившуюся ситуацию компания возложила на «желтые Telegram-каналы», которые «раздули из мухи слона».
На официальном сайте комментарий компания не разместила.
Ситуацией также заинтересовалась Генпрокуратура, которая поручила прокуратуре Московской области проверить сведения о нарушении трудовых прав работников маркетплейса.
«В ходе проверки будет дана принципиальная правовая оценка порядку привлечения работников к осуществлению трудовых функций, выплате им заработной платы, принятию локальных актов, устанавливающих обжалуемые ими правила начисления штрафных санкций», — говорится в сообщении.
Забастовка и правомерность действий
Статья 398 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) определяет забастовку как временный добровольный отказ работников от исполнения обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Выделяют несколько типов забастовок:
- Официальная забастовка — коллективный отказ от работы, который организован профсоюзной организацией либо забастовочным комитетом в соответствии с законодательством.
- Неофициальная забастовка — мероприятие без официального организатора.
- Стихийная забастовка — акция протеста, не имеющая официального организатора и противоречащая действующему законодательству.
Права и обязанности сторон во время такого протеста регулируют статьи 409-417 ТК РФ. Также кодексом предусматривается возможность проведения двух видов забастовок:
- по единым общим правилам;
- предупредительная забастовка, проводимая по специально для нее предусмотренным правилам.
Также их принято разделять по видам требований:
- экономическая — подразумевающая только экономические требования со стороны работников к работодателю. Чаще всего причиной такой забастовки становится низкая зарплата и плохие условия труда;
- политическая — этот вид заключается в требованиях отдельно взятого предприятия внести изменения в существующее законодательство;
- забастовка солидарности — работу останавливают, чтобы поддержать коллег с другого предприятия, при этом не обязательно, чтобы бастующие были недовольны своими условиями работы.
При этом сами требования можно также разделить на:
Профессиональные — связанные с увеличением оплаты труда, сохранением рабочих мест, улучшением условий труда, гигиены и техники безопасности, социальной защищённостью и различными льготами.
Профсоюзные — связанные с признанием прав трудящихся на свободное собрание, выборы собственных представителей и ведение коллективных переговоров по вопросам заработной платы и условий труда.
По словам заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александра Шершукова, по трудовому законодательству ситуацию в Wildberries забастовкой назвать нельзя, потому что не выполнен ряд определенных процедур.
«Людям, протестующим сейчас, было бы проще решать свои проблемы при наличии у них профсоюзной организации, которой у них нет. Отчасти это связано с тем, что они все находятся в разном правовом статусе: это и работники по договору ГПХ, и самозанятые, и индивидуальные предприниматели. Все эти статусы выведены из трудовых отношений», — отметил Александр Шершуков.
Как рассказал «Сфере» юрист Евгений Безручкин, сложность ситуации заключается в том, что партнеры маркетплейса не подписывают с Wildberries отдельные договоры, а присоединяются к единой публичной оферте, которая может изменяться в одностороннем порядке.
«Напрямую законодательством не урегулировано в полной мере положение владельцев пунктов выдачи заказов. Решить данную проблему возможно было путем переговоров сразу же, но, как указывают СМИ, Wildberries изначально отказался идти на уступки», — отмечает эксперт.
Юрист также добавляет, что владельцам ПВЗ можно было обратиться в суд и добиться отмены введенных положений, так как новые условия сформулированы именно в пользу маркетплейса, ущемляя права ПВЗ.
«Если говорить про обычных работников, то согласно закону их нельзя штрафовать за дисциплинарные проступки. А если сотрудники причинили прямой действительный ущерб — они обязаны его возместить. Для защиты своих законных прав и интересов им стоит обращаться в Трудовую инспекцию и суд», — уточнил Евгений Безручкин.
Ситуацией вокруг Wildberries заинтересовались не только в Генпрокуратуре, но также в Госдуме РФ и Министерстве Труда РФ. В результате компания перезапустила функционал по оспариванию начисленных удержаний за подмену — систему внутреннего арбитража. Маркетплейс приостановил штрафы до доработки системы контроля подмен.
На встрече с депутатами топ-менеджмент маркетплейса выступил с инициативой создания единых правил для всех участников рынка электронной коммерции, цифровизации взаимодействия государства и бизнеса, а также регулированию платформенной занятости.