Правило первое: зафиксируй
Первое, что должен сделать водитель, угодивший в яму — включить аварийку и выставить специальный знак остановки. Затем необходимо позвонить в ГИБДД. Пока сотрудники инспекции добираются к месту ЧП, не лишним будет его сфотографировать, а также заснять на камеру тормозной след и непосредственно повреждения. При съемке смартфоном или планшетом стоит включить определение местоположения, если возможности телефона это позволяют, или использовать приложение для оформления европротокола. Если неподалеку были свидетели, которые видели, как машина угодила в яму, стоит обменяться с ними контактными данными.
Прежде чем высказывать претензии в адрес дорожных служб, яму нужно измерить линейкой, метром или хотя бы визуально осмотреть. С 2019 года в России действует обновленный ГОСТ, регламентирующий допустимые размеры дорожных дефектов и временные рамки на устранение повреждений. Так, если выбоина имеет длину не более 15 см, глубину — не более 5 см, площадь — до 60 кв. сантиметров, получить компенсацию будет значительно сложнее.
По словам руководителя юридического департамента Нелли Зверевой, сотрудников ГИБДД можно не дождаться из-за высокой загруженности. Если автомобиль на ходу, лучше отправиться в ближайшее отделение для регистрации произошедшего ДТП самостоятельно.
«Нужно выяснить, кто отвечает за участок дороги, на котором произошла авария, за каким районом он закреплен, кто должен следить за состоянием дорожного полотна. В Госавтоинспекции составят все необходимые документы, в которых будут перечислены повреждения автомобиля, а потом гражданину стоит обратиться к эксперту либо в сервисную компанию, чтобы определить стоимость ущерба», — рекомендует Нелли Зверева.
В ГИБДД, как правило, имеются все эти данные, впрочем рядовому гражданину подобные сведения не предоставляются, поэтому искать виновника придется самостоятельно. Сделать это можно через местные власти или МЧС, отправив запрос, или поискать по базе закупок. Сложность может возникнуть в городах, где подрядные организации часто меняются и имеют неявные границы участков.
Следует быть предельно внимательным, подписывая какие-либо протоколы в Госавтоинспекции. Нередко сотрудники фиксируют виновника ДТП, которым называют водителя, приписывая ему несоблюдение скоростного режима или другое нарушение. Если вы твердо уверены в своей правоте, подписывать протокол не нужно.
По словам юристов, в целом вопрос взыскания компенсации довольно непростой и без помощи здесь не обойтись — последует большое количество бюрократических проволочек.
«После проведения экспертизы или получения заказ-наряда о стоимости ремонта, необходимо направить претензию в администрацию района и/или в организацию, отвечающую за состояние дорог. Самая большая проблема в том, что скорей всего вам откажут. При этом большинство людей смиряется со своей участью несения непредвиденных расходов, связанных с ремонтом авто и не идут в суд, а зря!», — подчеркивает Зверева.
Правило второе: правда на вашей стороне
Юристы единогласно отмечают, что в большинстве случаев отказ компенсировать ущерб необоснован, а правда на стороне пострадавшего гражданина. Впрочем, бывают и исключения. Оспаривать решение администрации об отказе не следует, если вы:
- двигались с неразрешенной скоростью, из-за чего не успели среагировать;
- яма имеет допустимый размер;
- рядом стояли специальные знаки и ограждения;
- был нарушен порядок действий при возникновении данного происшествия (нет протокола, например).
«Суммы на ремонт, экспертизу, диагностику транспортного средства в сервисе, а также юридические услуги обязаны возместить причинители вреда — администрация района или подрядная организация. Судебная практика по данным вопросам в большинстве своем положительная. Сложность может быть в случае спора о стоимости починки машины. Для разрешения данного вопроса назначается судебная экспертиза, на основании которой уже принимается решение», — резюмирует Нелли Зверева.
Некоторые сложности в вопросе взыскания компенсации отмечает и кандидат юридических наук, член экспертного совета Комитета Государственной думы, член Ассоциации юристов России Оксана Васильева.
«Если вместо ямы был, например, открытый люк, почти невозможно установить его владельца. Дорожная служба не будет нести ответственность, к ней должны будут привлекать владельца люка — Водоканал или частные компании. Порой люки могут не стоять на балансе ни одной организации, никак не числиться. Если коммунальщики выставили ограждения и предупредительные знаки, но их кто-то снес, установить виновного и привлечь его к ответственности тоже будет непросто», — предупреждает Оксана Васильева.
Правило третье: идти до конца
Не исключено, что виновник добровольно согласится возместить ущерб и обращения в суд не потребуется. Здесь важно грамотно составить досудебное требование.
В письме, которое пострадавший направит виновнику, необходимо указать требование возместить расходы и документы с их обоснованием (копия акта экспертизы). Письмо должно быть заказным с уведомлением о вручении, с описанием вложения, на копии требования должен быть поставлен штамп почты.
В текст нужно включить описание всех обстоятельств аварии, ссылки на законодательные акты, на основании которых выдвигается требование, обоснование суммы компенсации. Пострадавший также может указать срок для исполнения требования — желательно не менее семи дней.
Если через указанное время виновник не перечислил компенсацию, можно подавать иск в суд по месту нахождения ответчика. Алгоритм примерно одинаковый: описание ситуации, заверенные результаты экспертизы, требования истца. Помимо суммы для проведения ремонта или замены деталей, в иске можно указать расходы на эвакуацию до места ремонта и все дополнительные траты.
«Пробила два колеса еще весной 2018 года в Кировском районе Санкт-Петербурга. Суды шли около года: не могли разобраться, кому всё-таки тот участок дороги принадлежит. Итог: получила 120 тысяч рублей за два колеса и эвакуатор. Важно идти до конца. По своему опыту еще могу сказать, что грамотный юрист упростит процесс получения компенсации», — рассказала «Сфере» свою историю петербурженка Олеся Карамышева.
Основные статьи, на которые можно сослаться, при оформлении документов, требований и исков:
- Статья 12 закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которой обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
- Статья 1064 Гражданского Кодекса РФ, по которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Ответчик, причинивший вред, освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.
- Пункты 3.1.1. и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».