Даже переводчик под защитой
Вопреки распространенным стереотипам, сформированным в основном киноиндустрией, в реальности процесс защиты значительно сложнее и включает несколько уровней защиты. Об этом «Сфере» рассказал Антон Чубенко, руководитель уголовно-исполнительной практики Адвокатского бюро «РИ-Консалтинг».
Дмитрий Клинков, заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Клинков, Пахомов и Партнеры» (KP&Partners), поясняет, что защита свидетелей в России — это государственная программа, то есть совокупность мер по обеспечению безопасности свидетелей на время проведения судебного разбирательства. При необходимости она действует даже после завершения судебного процесса.
Его дополняет Юрий Голубицкий, адвокат КА г. Новосибирска «Заельцовская». Он объясняет, что под государственную защиту может практически любое лицо, вовлеченное в уголовный процесс: потерпевший, свидетель, частный обвинитель, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено, эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог, гражданский истец, гражданский ответчик, законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
Все это закреплено Федеральным законом от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.09.2023 №1454-47 утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2024–2028 годы».
Антон Чубенко поясняет, что меры защиты применяются, если жизням свидетелей или их здоровью угрожает опасность. «Однако наличие угрозы должно быть обосновано. Защита предоставляется на основании соответствующего заявления или по инициативе правоохранительных органов, если есть доказательства реальной опасности», — рассказывает эксперт.
Спрятать ото всех
Юрий Голубицкий поясняет, что есть различные меры государственной защиты свидетелей:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы (службы) или учебы;
8) временное помещение в безопасное место;
9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
«На практике чаще всего используется такое понятие как тайный свидетель — когда в протоколе допроса не указываются реальные данные свидетеля. При этом в суде используются меры конспирации (допрос по ВКС, искажения голоса)», — говорит Юрий Голубицкий.
Также, по его словам, в отдельных случаях обеспечивается физическая охрана, которая выглядит как наличие в доме сотрудников правоохранительных органов, и полный их контроль за контактами и перемещениями защищаемого лица.
Дмитрий Клинков отмечает, что не все из перечисленных мер применяются в обязательном порядке.
«Для применения мер безопасности необходимо письменное заявление (ходатайства) защищаемого лица, а в отношении несовершеннолетних — письменное заявление его родителей или представителей органов опеки и попечительства», — говорит Клинков.
Испытание для системы и человека
Антон Чубенко считает, что у программы защиты свидетелей есть как сильные, так и слабые стороны.
«В крупных уголовных делах защита действительно может быть организована на высоком уровне, однако для рядовых свидетелей возможности программы ограничены. Часто применяется лишь охрана или смена контактов, а радикальные меры, такие как изменение личности, используются в единичных случаях», — отмечает эксперт.
Кроме того, по словам Чубенко, участие в программе защиты — это серьезное ограничение для человека. В большинстве случаев защита ограничивается охраной и сменой места жительства.
«Фактически свидетель вынужден отказаться от привычного окружения, контактов и работы. Это становится испытанием не только в юридическом, но и в психологическом плане», — уверен он.
Однако часто для тех, чья жизнь действительно под угрозой, участие в программе — единственный шанс остаться в безопасности.
Изображение создано Freepik, www.freepik.com