Вначале следует разграничить общеуголовную преступность адвокатов от профессиональной. К первой группе относят такие преступления, как убийства на бытовой почве, причинение вреда здоровью и другие деяния, которые может совершить кто угодно — от таксиста до депутата. Ко второй — те злодеяния, которые недобросовестные адвокаты совершают в рамках юридической и правозащитной деятельности, например, мошенничество в отношении доверителя и фальсификация доказательств.
Но есть и третья группа преступлений, которая, по мнению управляющего партнёра адвокатского бюро «Матюнины и Партнёры» Олега Матюнина, вызывает больше всего тревоги и возмущения со стороны адвокатов.
Дело в том, что у адвоката, особенно по уголовным делам, если сравнивать его с такими структурами, как ФСБ, МВД, Следственный комитет, не так много возможностей собирать доказательства, находить людей, допрашивать их и изымать материальные носители.
«Есть некоторые правовые инструменты, закреплённые в законе, но их, на мой личный взгляд, ничтожно мало. Мы можем писать запросы, опрашивать лиц с их согласия, подавать ходатайства, жалобы, участвовать в некоторых следственных действиях, выступать в судебных заседаниях, обжаловать судебные постановления, но этого всё равно недостаточно, особенно если исходить из действующего в УПК РФ принципа состязательности сторон. Желая помочь доверителю, иной адвокат скользит по тонкой грани, разделяющей правомерное и наказуемое поведение. Крен в сторону — и формально действия можно расценивать как неправомерные, а при наличии статьи в УК РФ — как преступные», — объяснил Олег Матюнин.
Несправедливость есть
Заместитель председателя МКА «Клинков, Пахомов и Партнёры», адвокат по уголовным делам Дмитрий Клинков выделил следующие риски привлечения к уголовной ответственности адвоката:
- Завышенный гонорар. Когда следствие приходит к выводу, что сумма гонорара завышена или что можно было бы обойтись без юридических консультаций, то возникают обвинения в хищении средств;
- Разглашение данных. Преступление заключается в публичном распространении юристом данных, которые ему стали известны в связи с оказанием правовых услуг доверителю;
- Мошенничество. Например, если адвокат берёт деньги у подозреваемого (обвиняемого) для того, чтобы «решить вопрос» с судьёй или следователем — и отправляет средства себе в карман.
- Посредничество во взяточничестве. Речь о ситуациях, когда адвокат просит у доверителя денег на взятку судье или следователю и в дальнейшем передаёт деньги.
«Если уголовные дела с мошенничествами и посредничествами во взяточничестве в большинстве случаев понятны и не создают резкого обсуждения в адвокатской среде, то уголовные дела связанные с якобы завышенным гонораром или распространением информации (данных предварительного следствия) — зачастую вызывает бурную реакцию, и часто обоснованную», — отметил Дмитрий Клинков.
Адвокаты, адвокатские образования (коллегии, бюро, кабинеты), продолжает эксперт, обычно устанавливают цены на свои юридические услуги. Стоимость указывается в прайс-листе адвокатской конторы, но она может варьироваться в зависимости от конкретного дела. Происходит это потому что юридическая помощь специфична и каждое дело индивидуально. В большинстве случаев, замечает Дмитрий Клинков, невозможно установить жёсткие расценки.
Конечная стоимость услуг адвоката определяется после ознакомления адвоката с вопросом и определения объёма предстоящей работы, а также от количества необходимых привлеченных специалистов, экспертов и т. д.
«Кроме того, стоимость и порядок оплаты услуг адвоката указывается в договоре (соглашении) на оказание юридической помощи, который подписывается защитником и доверителем и не подлежит изменению без обоюдного согласия сторон. Очень странно слышать об уголовных делах, связанных с завышением стоимости оказанных услуг. Особенно, когда вина адвоката по уголовному делу устанавливается какой-то невнятной экспертизой и специалистом, который непонятно откуда получил познания, позволяющие ему определять стоимость услуг адвоката по какому-то конкретному делу», — прокомментировал вопрос «Сферы» Дмитрий Клинков.
Неоднозначным основанием для возбуждения уголовных дел в отношении защитников, рассказывает специалист, является разглашение данных предварительного следствия. Федеральная палата адвокатов неоднократно обращала внимание на ситуации, когда следователи по многим уголовным делам, в особенности вызывающим повышенный общественный интерес, предупреждают защитников об уголовной ответственности по статье 310 УК РФ.
«Это создаёт проблемы при защите с одновременным риском преследования неугодных или неудобных по каким-то причинам стороне обвинения защитников, которые избрали активную позицию защиты своего клиента», — заметил Дмитрий Клинков.
Помоги себе сам
Олег Матюнин поделился опытом и советом.
— Вы можете придерживаться различных стилей работы, соответствующих вашему темпераменту и убеждениям. Некоторые ведут себя очень напористо, бесстрашно, конфликтно. Да, с их точки зрения это оправданно, всё по той же причине — перевес силы и полномочий на стороне обвинения. Провокатором конфликта является физический недопуск адвоката к доверителю, задержанному в порядке УПК РФ, а бывает, что и непонятно, каким образом, на каких основаниях задержанному.
Я как защитник в этой ситуации оказывался, и хочу сказать, она очень неприятная и стрессовая. Надо максимально следить за своими словами, действиями, а также словами и действиями сотрудников правоохранительных органов. Чисто по-человечески адвокат может прийти в бешенство от самого факта недопуска. И вот здесь очень важно сдержаться, всё зафиксировать и постараться грамотно донести правильный посыл до тех, кто вам не даёт оказать юридическую помощь.
Если эмоции возьмут верх, вы как адвокат рискуете оказаться обвиняемым за применение насилия к представителю власти, за оскорбление представителя власти, не исключено, что и за самоуправство.
Защита на уровне государства
Решить проблему, добавляет Дмитрий Клинков, могут следующие предложения адвокатов:
- внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Процедуру возбуждения уголовных дел в отношении адвокатов нужно устанавливать только после получения решения суда о наличии в действиях обвиняемого признаков конкретного преступления;
- расширить перечень лиц, в отношении которых недопустимо применять меры пресечения в виде заключения под стражу, включив в него адвокатов;
- усилить контроль прокуратуры за деятельностью органов предварительного расследования.
«У каждого адвоката может быть недоброжелатель, который захочет подпортить репутацию защитника, а в некоторых случаях сделать все возможное, чтобы лишить адвоката не только свободы, но и возможности дальнейшего осуществления профессиональной деятельности. Поэтому и адвокатам нужна защита, гарантированная на уровне государства», – резюмировал Дмитрий Клинков.