История и контекст
Первые формальные шаги по реформированию ГУПов и МУПов были предприняты еще четыре года назад. Правительство, пользуясь правом законодательной инициативы, внесло в Государственную Думу законопроект, разработанный ФАС России.
В пояснительной записке к документу подробно рассказывалось об отрицательном воздействии унитарных предприятий на российскую экономику. Авторы прямо утверждали, что «участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках». Также они отмечали монополизацию в экономике как последствие чрезмерного распространения таких юридических лиц. С 2013 по 2018 год численность ГУПов и МУПов увеличилась на 39%, до 18 624 субъектов.
Законопроект после прохождения всех стадий был принят и вступил в силу как ФЗ от 27.12.2019 №485-ФЗ, направленный на внесение изменений в федеральные законы о ГУПах и МУПах и о защите конкуренции. Наиболее значимые поправки закон внес в ФЗ 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», который пополнился отдельной главой 7.1 «Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности». Ряд поправок был внесен и в специальный ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Так, принятый закон обязал до 1 января 2025 года ликвидировать или реорганизовать ранее созданные ГУПы и МУПы. Если учредитель не исполнит требования до указанного срока, предприятие может быть ликвидировано или реорганизовано в судебном порядке по иску органа ФАС России.
Новая жизнь
В статье 35.1 в законе «О защите конкуренции» предусмотрен запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках. Образование таких юридических лиц возможно только в случаях, предусмотренных законом. Например, когда ГУП или МУП создается для обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера или для деятельности за пределами России.
Чтобы ликвидировать или реорганизовать унитарное предприятие, собственник должен принять соответствующее решение и совершить действия, предусмотренные ГК РФ и специальным законодательством.
К примеру, хозяин унитарного предприятия в течение трех рабочих дней после принятия решения обязан сообщить об этом в ФНС России. После чего налоговый орган внесет в ЕГРЮЛ запись о том, что предприятие находится в процессе ликвидации. Собственник имущества также обязан опубликовать сведения о принятии такого решения.
Результатом выполнения всей последовательности действий при реорганизации или ликвидации будет внесение в ЕГРЮЛ записей о совершенных изменениях. Так, по итогам ликвидации унитарное предприятие завершит свое существование, а в результате реорганизации «обретет новую жизнь».
Отголоски прошлого
Безусловно, реформа имеет множество плюсов. Наиболее очевидный и важный из них – это формальное уменьшение доли государственного присутствия в рыночной экономике. Сокращение числа ГУПов и МУПов либо их трансформация в более «рыночные» юридические лица скорее всего окажет положительный эффект и на ситуацию с конкуренцией. Именно этот мотив был руководящим при инициировании реформы.
Не стоит забывать, что само по себе унитарное предприятие как форма юридического лица – это рудимент плановой экономики, отголосок советского прошлого в частном праве. Подобные явления имеют очень скромный потенциал полезности при правовом регулировании, основанном на частной инициативе субъектов.
Важен еще и аспект прозрачности ведения бизнеса. Например, когда принималось решение об «акционировании» ФГУП «Почта России», основная задача состояла в повышении эффективности (в силу того, что в отношении акционерного общества такого типа действуют нормы об обязательном аудите). АО «Почта России» не стало полноценно частной компанией. Но, де-факто оставаясь государственным юридическим лицом, оно работает на рынке по иным правилам. Приблизительно таких же результатов можно ожидать и от реорганизации других унитарных предприятий.