Всего за два дня 24 и 25 февраля полицейские Москвы доставили в отделы более 350 человек, 319 из них — несовершеннолетние, некоторые имели при себе ножи, страйкбольные пистолеты и газовые баллончики. Ещё свыше ста человек оказались в отделениях полиции Петербурга и Новосибирска, около 15 — в Казани. Молодых людей забирали по ориентировке — «одеты в клетчатые брюки и толстовки с логотипом в виде паука». Поводом послужило участие этих ребят в массовых драках.
Хронология
В воскресенье, 19 февраля, в московском ТЦ «Авиапарк» к компании в одежде с «пауками», вероятно, в довольно грубой форме обратилась группа спортсменов («офников», как их называют в Интернете). Им якобы не понравился внешний вид поклонников аниме, в результате чего началась потасовка. «Паукам» удалось отбиться от нападавших, сам инцидент попал на видео, которое быстро разлетелось по соцсетям и вызвало бурное обсуждение: многих удивило, что щупленькие «анимешники» отметелили «офников» и смогли за себя постоять. Как отметила в своем телеграм-канале Директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина, это и послужило добавлению аббревиатуры ЧВК к названию сообщества «Редан» и «положило начало перерастания изначально ироничной публикации в некий вызов для других молодежных субкультур».
На следующий день аналогичный случай произошел в другом столичном комплексе — «Маркос-молл». Впоследствии СМИ также сообщали о столкновениях в Петербурге, Туле, Улан-Удэ, Курске, Новосибирске, Ростове, Ярославле, Казани и других городах. По данным ТАСС, только 24 февраля полиция задержала 226 человек, из которых 188 — несовершеннолетние. У 37 были изъяты газовые баллончики, ножи и страйкбольные пистолеты.
Что за «офники», что за «Редан»
«Офниками» принято называть новый российский подвид в субкультуре футбольных хулиганов, которые любят драться больше, чем наблюдать за матчами. Аналогичный термин употребляют в отношении современных гопников-любителей западных брендов. Основной контингент — старшеклассники и студенты.
«Редан» — это подростковое движение, объединенное общим интересом к японским мультфильмам (аниме). Участники предпочитают носить клетчатые брюки, черно-белые шарфы и толстовки с логотипом в виде паука с цифрой «четыре». Символ и название взяты из аниме Hunter X Hunter.
По мнению судебного эксперта-психолога Олега Долгицкого, «Редан» — это просто фан-сообщество, а субкультура аниме представляет собой гигантский культурный пласт с хорошим и плохим контентом. Молодые люди в РФ далеки от этой культуры и трактуют ее по-своему.
«Поэтому всё идёт своим чередом и выливается через конфликты в торговых центрах. Дети не умеют разрешать их без драк», — считает психолог.
По официальной версии правоохранителей, стычки между подростками 22–23 февраля произошли на бытовой почве — основанием для перепалок и драк становились разногласия по поводу внешнего вида.
Возможные последствия
Как пояснил «Сфере» директор по продвижению Цифровой платформы законодательных инициатив «Инициатор», старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Семеновский, случившееся можно квалифицировать по статье 20.1. КоАП РФ «Мелкое хулиганство». Подростки не просто находились в публичном месте, они нарушали общественный порядок. Кроме того, в ход шли подручные средства. В случае привлечения к административной ответственности каждому из нарушителей грозит штраф в тысячу рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Родителей этих подростков, добавляет эксперт, могут наказать по статье 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». При этом санкция за данное нарушение является максимально легкой и либеральной — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.
«С учетом имеющихся фото/видеофактов, официальной информации и реакции правоохранителей, привлечение подростков к уголовной ответственности по статье 213 УК РФ «Хулиганство» маловероятно», — подчеркивает Игорь Семеновский
Однако формальные признаки состава этого преступления в виде применения насилия к гражданам либо угрозой его применения, наличия у участников инцидентов мотивов идеологической ненависти или вражды в отношении социальной группы, имеются, резюмирует он.
Экстремизм или нет?
На данном этапе с учетом неясности организационной структуры «Редана», невыясненных связей между руководством и участниками движения, неустойчивости субкультуры и других факторов, сообщество вряд ли признают ОПГ или экстремистским, считает Игорь Семеновский.
«Для этого органам прокуратуры необходимо собирать дополнительную информацию, искать веские основания в виде совершения структурой экстремистских правонарушений, массовых беспорядков и других деяний. Прецеденты в аналогичных, но более серьезных и общественно опасных ситуациях уже были. В качестве примера можно привести АУЕ* и «Граждане СССР»* (*признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ)», – отмечает эксперт.
В свою очередь глава комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев не исключил, что на законодательном уровне запрещать движение «Редан» все же придется, если оно приобретет массовый характер и станет угрозой для общества.
«Как и любая экстремистская субкультура, она опасна. Если силовики смогут максимально эффективно ограничить ее развитие, привлечь к ответственности нарушителей, то не думаю, что она станет угрозой для общества. Но если она станет массовой, то, конечно, надо будет запрещать как явление. Пока это, как мне кажется, подростковое недоразумение», — добавил Метелев.
Психолог Олег Долгицкий не согласен с таким мнением. Называть «Редан» опасным движением у него «язык не поворачивается».
«Это обычные дети, которые начали конфликтовать с другой группой подростков в торговом центре, но так как это всё существует под эгидой аниме и имеет отдельные признаки запрещённой на территории РФ организации АУЕ, все сошли с ума», — уточняет психолог.
Директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина подчеркивает, что многие ополчились на ребят из ЧВК «Редан», однако никто не обращает внимания на другую сторону вопроса.
«В сети много видео, на которых детей бьют, а иногда и угрожают с оружием. Расследуются ли эти факты? Кем бы они ни были, это дети, в отношении которых совершается преступление. И не факт, что сверстниками», — подчеркивает Мизулина.
Когнитивно-поведенческий терапевт Дарья Яушева видит в действиях несовершеннолетних отражение сложных общественных процессов. Подростки стали более ведомыми и потеряли собственное «я».
«Проблема в том, что стало меньше принятия и права быть собой. Подростков перестали слушать и слышать — им стали диктовать, какими они должны быть. И диктовать безапелляционно. Экстремизма здесь нет, есть обычное объединение в группу на основе общих ценностей. А уже следующий шаг — это их агрессивная защита», — отмечает эксперт.
По словам Яушевой, в более поздний период своей жизни ребята из «Редана» могут даже стать пассионариями, которые будут развивать страну. Однако здесь все зависит от реакции общества.
«Вместо наказания и навешивания ярлыков нужно задаться вопросом: что не так с обществом, в котором подростки выбирают такую форму самовыражения? Что не так со взрослыми, почему они допустили скопление этой агрессии?», — резюмирует терапевт.