Консалтинговая компания PwC совместно с Mergermarket и Cass Business School провели исследование «Рецепт успешной сделки» и изучили показатели деятельности компаний после сделок M&A. В опросе приняли участие 600 руководителей высшего звена из различных отраслей и стран, которые за последние три года заключили как минимум по одной существенной сделке по приобретению и продаже активов. Результаты оценивались с помощью индикатора совокупного дохода акционеров (TSR) за два периода: за один месяц до объявления о сделке и через 12 и 24 месяца после ее завершения. «Сфера» изучила, что влияет на успешность покупки и какими правилами стоит руководствоваться покупателю.
Факторы успеха
По мнению аналитиков, успех сделок слияния и поглощения зависит от двух ключевых факторов.
- Планирование создания стоимости
Исследование показывает, что традиционное планирование не всегда является гарантом успешности сделки. «92% опрошенных из числа покупателей отмечают, что в последней сделке у них был план по созданию стоимости, но только 61% респондентов говорят, что их последняя сделка оказалась успешной», – объясняют авторы исследования. Больше половины покупателей активов в течение двух лет после сделки показывали результаты ниже, чем в среднем по отрасли. Такая статистика обусловлена тем, что далеко не все компании (34%) ставили создание стоимости во главу угла – в основном приоритетами для участников исследования были операционная стабильность (53%), удержание клиентов (35%) и ребрендинг (30%). При этом большинство респондентов (66%) сошлись в том, что именно создание стоимости должно быть приоритетной задачей. «Компании, изначально отдающие приоритет задачам по увеличению стоимости, нежели брендингу, добиваются намного лучших результатов. Среди сделок, где приоритет отдавался ребрендингу, с точки зрения стоимости почти половина оказались провальными», – пришли к выводу авторы исследования. Они отмечают, что компании с успешными сделками и приростом стоимости объединяет несколько особенностей: использование методологии создания стоимости, реализация сделок в рамках общей портфельной деятельности и анализ соответствия сделки стратегическим потребностям.
- Корпоративная культура
Продуманная интеграция бизнеса и возможность объединения корпоративной культуры компаний является не менее важным фактором в сделках M&A. Так, 82% респондентов из числа тех, кто отметил негативный эффект от сделки, потеряли более 10% ключевых сотрудников после ее завершения. При этом 65% назвали культурные вопросы одним из препятствий в создании стоимости, а «в случае сделок приобретения со значительной дальнейшей потерей стоимости относительно цены покупки все респонденты отмечают, что реализации запланированных выгод препятствовали культурные вопросы». «Грамотные участники сделок еще до покупки компании определяют ее ключевых сотрудников и следят за тем, чтобы у последних была мотивация остаться в компании после закрытия сделки», – подчеркивают авторы исследования.
Стратегия успеха
Извлечение максимальной выгоды из сделок M&A – результат серьезного стратегического планирования. Аналитики отмечают, что в этой сфере «случайные» и спонтанные решения не приносят никакой пользы, вся работа должна проходить в строгих рамках бизнес-стратегии компании – и для покупателей, и для продавцов. Так, для покупателей исследователи рекомендуют 7 шагов, которые отразятся на эффективности сделки и создании стоимости:
- Используйте стратегический анализ. По данным отчета, 86% респондентов со значительным приростом стоимости после сделки предварительно проводили стратегический анализ своего портфеля активов.
- Ориентируйтесь на создание стоимости. Как отмечалось выше, именно оно должно стать приоритетной задачей сделки. «В своей последней сделке первый приоритет созданию стоимости отдавали только треть участников исследования. Большинство признают, что ошиблись, а две трети респондентов заявляют, что если бы у них была возможность сделать все заново, то они с самого начала рассматривали бы в качестве главной задачи создание стоимости, а не что-либо другое», – объясняют аналитики.
- Проводите комплексную оценку объекта сделки. Тщательная комплексная проверка необходима для дальнейшего стратегического планирования. При этом, по данным опроса, его участники назвали технологический due diligence как сферу, которой следовало бы уделить больше внимания.
- Будьте подготовленным покупателем. В PwC отмечают, что требования рынка для покупателей высоки как никогда. Так, «у покупателей должен быть комплексный план дальнейшего увеличения стоимости еще за 30 дней до подписания сделки, чтобы в ходе комплексной проверки можно было протестировать и подтвердить ключевые допущения и, соответственно, без промедления приступить к совершению сделки», – отмечает Хейн Маре, руководитель практики оказания услуг в области создания стоимости в отделе сопровождения сделок в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, PwC в Великобритании.
- Выделяйте ресурсы на интеграцию. Во-первых, значительную роль в интеграции играет заранее подготовленная стратегия, в том числе планирование времени и распределение кадровых ресурсов на ее воплощение. Во-вторых, процесс потребует от компании инвестиций. Респонденты, которые потратили на интеграцию менее 5% от стоимости сделки, отметили потерю стоимости. При этом более двух третей компаний, потративших от 11 до 30%, наоборот увеличили стоимость.
- Не забывайте о кадрах и важности объединения корпоративной культуры. «Еще до завершения сделки умные организации знают, что их публичные заявления будут тщательно анализироваться. Посыл, который транслирует комфорт сотрудникам объекта сделки, поданный на ранних стадиях, заложит отличный фундамент для решения вопросов культурного характера в дальнейшем. А после подписания сделки прямая коммуникация с сотрудниками должна стать первым приоритетом. Особенно важно понять, что их мотивирует, и какой стимул им дать, чтобы они остались», – подчеркивают аналитики.
- Привлекайте специалистов по налогам и праву. При организации крупной сделки компании могут уделить недостаточно внимания вопросам налогов и впоследствии упустить выгоду. Дело в том, считают специалисты PwC, что совершение сделки позволяет значительно пересмотреть налоговую структуру и создать новые выгодные регламенты. Такие же изменения можно провести и в юридической плоскости, особенно если речь идет о больших холдингах с цепочкой внутренних компаний.
Полный отчет исследования, в том числе с рекомендациями не только для продавцов, но и покупателей, опубликован на сайте PwC.