Пилюля госрегулирования: стимулы и барьеры для развития фармацевтического рынка

Заработанные в прошлом году фармацевтическими компаниями в России 26,7 миллиарда долларов позволили отечественному рынку занять только 16-е место в мире. Но и эта позиция в рейтинге может стать скромнее: Economist Intelligence Unit предрекает фармацевтам в 2022 году «собрать» только 19,6 миллиарда. Следующие пару лет отрасль вынуждена меняться: этому способствуют введение обязательной маркировки препаратов, последствия новой методики ценообразования и сертификации. Исследовательский центр компании Deloitte в СНГ опросил сотрудников фармкомпаний и выяснил, готовы ли они к изменениям и как смотрят на перспективы рынка.
Время прочтения: 11 минут

Пессимистичные прогнозы для отечественных фармацевтов не стали новостью: темпы роста этого рынка в России в рублевом эквиваленте снижались на протяжении последних пяти лет. В 2018 году он подрос всего на 2,6%, а в долларах даже сократился из-за ослабления рубля на 4,3%. Но в этом году аналитики прогнозируют все же позитивную динамику: от 3 до 8%  (DSM Group, IQVIA, ALPHA Research & Marketing).

Основные характеристики и тенденции фармацевтического рынка России:

  • импорт превышает экспорт в 13 раз: 10,6 миллиардов долларов США против 0,8 миллиардов (Россия поставляет лекарственные препараты в основном в страны постсоветского пространства);
  • по мнению экспертов, в 2019 году российский рынок будет расти в основном благодаря государственным закупкам (из комментариев IQVIA и ALPHA Research & Marketing);
  • коммерческий сектор готовых препаратов, по прогнозу DSM Group, в денежном выражении на 2019 год «заработает» 60%, производители парафармацевтики (препараты без статуса лекарства) — 14%, а государственный сегмент готовых фармсредств — 26%;
  • стабильно растет доля дженериковых препаратов, причина – разница в цене за упаковку: стоимость оригинального препарата в 2018 году в среднем 446 рублей, а дженерика – 139 рублей.

Несмотря на скромные успехи рынка (всего 16 место по миру) в 2018 году, компании отметились заметным повышением цен на лекарственные препараты — 6,1%. Эта инфляция выше среднего уровня потребительских цен в стране, по данным DSM Group, в то время как Росстат сообщает о росте на 4,6%. Причем аналитики Deloitte заметили, что компании выработали особую тактику: удерживают цены на наиболее востребованные препараты и повышают на остальные. Тем самым они пытаются не отпугнуть потребителя ценами на ходовые позиции.

На фоне замедления темпов развития и введения новых мер регулирования (понижающие коэффициенты на дженерики и грядущая обязательная маркировка) бизнес, судя по опросу Deloitte, смотрит на текущее состояние отрасли позитивно – 80% оптимистов против 20% пессимистов. Еще увереннее респонденты высказались о позиции фармацевтических компаний, где работают – 89% не сомневаются в их устойчивости. Однако на вопрос о перспективах развития фармацевтических компаний только 36% участников опроса ответили, что ситуация улучшается. Более половины (59%) полагают, что существенно ничего не изменится, и только 5% – признались, что ждут ухудшения. Как отметили аналитики, такой разрыв между оценками текущего состояния и перспектив отрасли свидетельствует о низком ожидании роста.

Барьеры и факторы, на которые реагируют фармацевтические компании

Текущее состояние российской экономики, несовершенство законодательного регулирования и недостаточная платежеспособность населения – барьеры, которые профессионалы фармацевтической отрасли (в рамках исследования Deloitte) признали существенными. Причем сотрудники иностранных компаний, чье производство размещено в России, наиболее обеспокоены именно экономической ситуацией в стране (индекс 1,57 против 1,29) и явно затянувшим пояса населением (1,24 против 0,97). Хотя участники опроса отметили и два специфичных для отрасли отрицательных фактора – введение новой методики расчета и обязательной перерегистрации предельных отпускных цен на ЖНВЛП.

Положительные факторы для развития фармрынка, по мнению опрошенных сотрудников компаний:

  • введение обязательной системы маркировки лекарственных препаратов;
  • ценовые преференции при осуществлении государственных закупок;
  • усиление контроля за требованиями комплаенса, в частности при продвижении медицинской продукции;
  • изменение процедуры сертификации лекарственных препаратов.

Введение обязательной маркировки вызывает больше восторгов у представителей иностранных компаний (+47%) и у более крупных предприятий с выручкой более 10 миллиардов рублей (+57%). Негатив по отношению к комплаенс-контролю в отрасли исследование выявило среди поставщиков медицинских изделий (-36%), в то время как фирмы, специализирующиеся на оригинальных препаратах, и зарубежные компании с локализацией производственных мощностей в России оценили эффект этого фактора выше, чем в среднем по отрасли: +48% и +50% соответственно.

В компаниях, которые производят лекарства на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), особенно выделили предоставленные им ценовые преференции. Позитив от их принятия отметили в фирмах, постановляющих в страну дженериковые препараты, – +72% против +27% в среднем.  Иностранные компании, чье производство локализовано в России, ключевым фактором со знаком плюс для себя признали сертификацию лекарственных препаратов – +64%. Половина их конкурентов, которые не решились перенести часть своих фабрик в нашу страну, рассказали Deloitte, что по ним больно ударило ограничение доступа к государственным закупкам товаров. Кстати, эта мера была принята в пользу производителей из ЕАЭС.

Неоднозначно высказались сотрудники разных компаний и по поводу системы прослеживаемости лекарственных препаратов. Пока эту схему успели внедрить у себя лишь 11% компаний, тогда как 89% столкнулись со сложностями и остановились на частичном внедрении или тестах. Такой низкий темп респонденты объяснили нехваткой финансовых ресурсов: это актуально почти в половине случаев — 43% участников опроса отметили эту причину. Также фирмам мешают (в 39% случаев) неопределенность требований регулирующих органов, необходимость значительно изменить производственно-технологические и IT-процессы. Например, половине иностранных производителей, чьи препараты создаются на территории России, уже пришлось поменять упаковку товаров для маркировки.

Кроме того, ропот слышится и от представителей аптечных сетей: каждый третий респондент (31%) говорит, что им не хватает кадровых ресурсов и консультантов для внедрения новой системы. Аналитики Deloitte отметили, что капитал в таких вопросах решает: меньше трудностей испытывают компании с объемом выручки более 10 миллиардов. 

В итоге, несмотря на трудности, более двух третей всех компаний планируют успеть завершить внедрение системы прослеживаемости к 1 июня 2020 года.

Относительная и абсолютная господдержка

70% респондентов исследования Deloitte знакомы с основными положениями «Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года». Посыл на развитие отечественной фармацевтики в этом документе  бизнесмены тонко считали. Так, судя по опросу, две трети иностранных компаний без локализации производства в России собираются сократить объемы импорта именно из-за реализации стратегии. 

Специалисты фармкомпаний предвидят три основных изменения на рынке, порожденных «Фармой–2030»:

  • каждый второй респондент (50%) ожидает появления на рынке новых лекарственных препаратов и медицинских изделий;
  • 31% участников опроса прогнозирует сокращение импорта;
  • четверть – ждут увеличения объемов локализованного производства / углубления этой локализации.

«В создавшихся условиях направление развития отрасли определяется уже не столько частной инициативой, сколько действиями регулирующих органов. <…> Кроме того, мы бы хотели отметить повышение интереса компаний фармацевтического сектора к контролю за соблюдением требований в сфере комплаенс», – отметил руководитель группы по работе с компаниями медико-биологических наук и здравоохранения в СНГ Олег Березин.

Для поддержки фармбизнеса и его развития в ситуации четкого регулирования государство предлагает разные меры. В рамках опроса бизнес, оценивая их востребованность, проголосовал достаточно ровно: специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0) привлекли половину – 49%, как и резидентство особой экономической зоны. Офсетные контракты интересуют 42% компаний, а государственно-частное партнерство востребовано у 38%. Однако «вкусы», как отметили в Deloitte, сильно зависят от того, где «прописано» производство. Например, работники иностранных компаний с фабриками в России оценивают СПИК 2.0 и резидентство значительно выше, чем бизнес в среднем, – 70% и 67% соответственно. Параллельно сотрудники иностранных групп, которые поставляют лекарства, произведенные за пределами России, считают для себя такие меры эффективными лишь в 25% случаев.

Взгляд изнутри: как компании видят себя и свои перспективы

Сотрудники  Deloitte в ходе опроса отметили, что фармацевтические компании к лету 2019 года стали оптимистичнее смотреть в будущее. Наиболее сильный сдвиг в оценке текущей ситуации на рынке наметился среди представителей аптечного бизнеса и сотрудников иностранных компаний с производством в нашей стране: с 75% до 86% и с 54% до 86% положительных ответов соответственно.

Самыми оптимистичными по отношению к перспективам своих компаний, как выяснилось в ходе опроса, являются производители дженериков (50% положительных оценок респондентов). В Deloitte предполагают, что это прямое влияние тенденции роста в структуре продаж доли именно таких препаратов.

На таком неоднородном для игроков рынке компании выбирают разные инструменты продвижения своей продукции. Опрос Deloitte выявил несколько тенденций:

  • взаимодействие с медицинским персоналом имеет большее значение для производителей оригинальных препаратов, так же как и выплаты бонусов дистрибьюторам;
  • стимулирование аптечных сетей путем выплаты им бонусов и заключения с ними договоров об оказании услуг актуально для большинства производителей дженериковых препаратов;
  • онлайн-продажи через собственный интернет-магазин являются самым неоднозначным инструментом: для 46% опрошенных они в приоритете, для 54% – нет;
  • производители дженериковых препаратов предпочитают расширять взаимодействие с конечным потребителем, но не через онлайн-продажи (как минимум не в ближайшие два года).

Полная версия опроса «Государственное регулирование: барьеры или стимулы для развития рынка? Тенденции фармацевтического рынка России – 2019» опубликована на сайте Deloitte.

Рекомендуем

Статья

Разделились во мнениях: как эскроу-счета повлияют на рынок недвижимости

На тенденции строительного сектора в России в 2020 году ключевым образом повлияли эскроу-счета. К такому выводу пришло аудиторское агентство PwC по результатам ежегодного исследования российского рынка недвижимости, в котором принимают участие крупнейшие девелоперы коммерческой и жилой недвижимости, банки, инвестиционные фонды, а также компании-собственники и управляющие компании. Опрос респондентов показал, чего стоит ожидать от этого сектора экономики в ближайший год.

Статья

Между прибылью и наследием: как смотрят на будущее бизнес-династии

Семейные компании – синоним стабильности и долголетия, где вопрос о назначении топ-менеджмента решается из династических соображений. Но сегодня у них неутешительная статистика: до передачи власти «внукам» доживает менее трети таких предприятий. И оставшимся «в живых» приходится задуматься, как разработать стратегию, которая позволит и заработать сейчас, и сохранить преемственность через 50 лет. Центр по оказанию услуг семейному бизнесу международной сети Deloitte опросил чуть менее 800 руководителей фамильных компаний из 58 стран мира. Эксперты выявили, сильные и слабые стороны бизнес-династий, узнали, почему семейный совет не менее важен, чем собрание директоров, и в чем преимущество двухгоризонтного планирования.

Статья

Вклад как искусство: почему в Рубенсе видят актив и какие угрозы ждут арт-инвесторов

Сегодня в среде инвесторов эксперты наблюдают все больший интерес к произведениям искусства как к потенциальным активам: например, можно оформить кредит под залог картины или, наоборот, вложиться в арт-проект. В целом же пока эта тенденция слабо влияет на развитие рынка. Международная сеть Deloitte совместно с компанией ArtTactic опросила коллекционеров, банкиров, управляющих активами и арт-экспертов, и выяснила, что их тревожит и привлекает в искусстве.

Нужно хоть что-то написать