О необходимости изменений попросили учителя и родители школьников. Об этом заявил председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин. По его словам, именно они ратовали за возвращение трудового воспитания в школьную программу, а депутаты их поддержали.
«Если родители хотят, чтобы их ребенок вырос настоящим гражданином, у него должно быть сформировано положительное отношение к труду. Только через труд можно воспитать отношение ко многим вопросам, которые потом ему понадобится решать», — сказал Володин. Спикер также уверен, что способность трудиться физически благотворно влияет и на усвоение знаний.
В обязанности школьников будет включено участие в общественно-полезном труде, поддержание чистоты и порядка в школе, уход за газонами или помощь работникам библиотеки. Задачи для учеников будут подбирать, исходя из их возрастных и психофизических особенностей.
«В связи с предлагаемым новым подходом к воспитанию в образовательных организациях, норму о запрете привлечения обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, предлагается исключить», — говорится в пояснительной записке к документу.
Родительские сомнения
В чатах и группах в соцсетях можно найти сообщения родителей, переживающих, что без их согласия трудовое воспитание может перерасти в трудовую повинность.
Мама семиклассницы Ольга Руднева из Петербурга в беседе со «Сферой» отметила, что не совсем понимает, что меняет принятый депутатами закон. По ее словам, школьники и сейчас участвуют в субботниках, моют доску перед уроками, дежурят в столовой.
«В мае этого года дочка с классом убирала территорию вокруг школы. Единственное, что меня смущает в новом законе — это урезанные права родителей. Например, если я не хочу, чтобы мой ребенок мыл полы после уроков, я не могу отказать школе в этом, так получается?», — задается вопросом женщина.
Депутат Госдумы, член думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Ларионова прокомментировала новые положения в поправках к закону.
«Мы говорим о традиционных дежурствах в классе или столовой, о субботниках. О том, что после обеда нужно убирать за собой посуду, выкидывать мусор в урну... Это элементарные базовые вещи. Так у детей, кроме полезных навыков, сформируется еще и уважение к «человеку труда», — сказала депутат.
По словам Ларионовой, базовые навыки самообслуживания, поддержания чистоты вокруг себя — все это необходимо. Также она отметила, что в некоторых странах существует практика, когда школьники приходят на час раньше уроков и убирают кабинет. «Никто не чувствует себя ущемленным», — добавила она.
По словам преподавателя, автора проекта «ЕГЭ Чемпион» Сергея Шестакова, трудовая практика в школе может дать мотивацию к учебе и помочь осознанно выбрать профессию, а также чувствовать себя полезными членами общества.
«Я за то, чтобы к трудовой практике правильно мотивировали учеников, а не насаждали ее насильно, аргументируя это тем, что «так правильно» или «так положено». Было бы здорово организовать процесс так, чтобы дети занимались трудом, чтобы почувствовали себя взрослыми и полезными членами общества», — говорит Сергей Шестаков.
Одним из оптимальных вариантов он считает возможность введения стажировок и подработок на лето, а также расширение детского кругозора за счет выездов на производство.
«Чтобы избежать злоупотреблений, в законе прописано, что трудовая практика должна быть в соответствии с возрастом и здоровьем ребенка. Если у него аллергия на пыльцу, его никто не имеет права направить на субботник траву дергать, ему дадут другое задание. А ещё я надеюсь, что трудовая практика поможет детям осознать, что не всем стоит быть юристами, экономистами или айтишниками», — уверен педагог.
Серебро и ОБЖ
Кроме того, законом меняется название школьной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) на «Основы безопасности и защиты Родины».
Еще одно нововведение касается практики по вручению медалей в 11 классе. Выпускники, окончившие школу с двумя оценками «хорошо» и остальными «отлично» в аттестате, будут получать медаль «За особые успехи в учении» II степени, то есть серебряную. Официально серебряная медаль исчезла из школ в 2013 году. Тогда же было решено в принципе отказаться от награждения школьников, но через год награду «За особые успехи в учении» снова стали вручать, но только за отличную учебу.
Ранее глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что серебряная медаль станет основанием для начисления дополнительных баллов к единому государственному экзамену (ЕГЭ).