Как в школу проникают посторонние?
26 сентября стрелка школьных часов едва перевалила за отметку 11 — для первой смены это время третьего урока. Тогда и раздались выстрелы. Первым убили охранника на входе, следом за ним погиб второй сотрудник ЧОП, обеспечивающий безопасность. Эту информацию подтвердил глава Удмуртии Александр Бречалов.
Около 11:20 сообщения о стрельбе в ижевской школе появились в средствах массовой информации, а к зданию уже стягивались спецслужбы. Стрелок в этот момент хладнокровно шел по коридорам, паля из оружия во всех, кого встречал на пути. Дети в панике выпрыгивали в окна, а он ломился в закрытые кабинеты. Мужчина был вооружен двумя травматическими пистолетами, переделанными под боевые патроны.
В этом году это не первый подобный инцидент. В апреле житель Ульяновской области во время тихого часа ворвался в детский сад в поселке Вешкайма и открыл стрельбу из ружья ИЖ-27. Убив двоих детей и няню, он покончил с собой. Мужчина также был психически не здоров.
Массовое убийство в казанской гимназии №175 произошло утром 11 мая 2021 года. В результате взрыва и стрельбы погибли 9 человек, 32 пострадали. Нападавший был задержан. Убийца практически беспрепятственно проник в здание гимназии. Камера видеонаблюдения зафиксировала, как стрелок поднимался по ступенькам с дробовиком. Охранника в школе не было.
Все эти трагедии похожи друг на друга одним — способом проникновения преступников в школу. Охрана либо вовсе отсутствовала на месте, либо не успевала среагировать должным образом и была ликвидирована.
В конце сентября заместитель председателя Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный заявил о несовершенстве действующего законодательства в области работы частных охранных предприятий (ЧОП). По его словам, на сегодня в регионах в охране работают без лицензии и специальной профессиональной подготовки. Такой ЧОП не должен обеспечивать школьную безопасность, отметил парламентарий. Кроме того, уверен Выборный, нередко на пост охранников идут пенсионеры или бывшие педагоги предпенсионного возраста — трудовики или физруки.
«Для охраны школы есть четко разработанный протокол. Пока один, охраняющий школу по внешнему периметру, блокирует преступника, второй, который внутри школы, жмет тревожную кнопку. При этом, где эта кнопка, не должен знать никто, кроме него. Через пять минут после его сигнала в школе должна быть группа быстрого реагирования. В Москве эта система работает хорошо, а вот в регионах такие требования популяризируются очень медленно», — считает депутат.
Несогласованность закона
В сентябре 2019 года впервые введен в действие ГОСТ Р 58485-2019 «Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций». По словам адвоката, управляющего парнера Адвокатского Бюро города Москвы «Матюнины и Партнеры» Олега Матюнина, изучая этот документ, можно заметить, что самые острые вопросы его разработчики обошли стороной.
Например, пункт «Требования настоящего стандарта не распространяются на оказание видов охранных услуг, связанных с защитой жизни и здоровья граждан». Матюнин отмечает, что это спорная формулировка, как бы отрицающая, что охранные услуги направлены на защиту жизни и здоровья граждан. Ведь обучающиеся всех возрастов, педсостав, администрация и другие сотрудники образовательных организаций — граждане, а охрана организуется в первую очередь для защиты их жизней и здоровья.
ГОСТ также рекомендует уполномоченным лицам от охранной и образовательной организаций перед началом оказания услуг проводить обследование объекта. «На мой взгляд, в соответствующем пункте слово «рекомендуется» разумнее заменить на «необходимо». Как сказано в Стандарте, он «устанавливает общие ТРЕБОВАНИЯ к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности». Таким образом превращать положения Стандарта в рекомендации не вполне логично, тем более, когда речь идет о безопасности», — уверен спикер.
В Стандарте и утвержденной им типовой должностной инструкции охранника не сказано, какое оружие, спецсредства должны быть у человека при себе. Лишь отмечено, что охранник вправе «применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации».
«Следовало бы прямо закрепить соответствующие требования к экипировке охранника. Вместо этого установлено, что требования к форменной одежде отражаются в акте обследования, однако его составление — «рекомендовано», т.е. не обязательно», — добавляет Олег Матюнин.
Порядок действий охранника при возникновении чрезвычайных ситуаций рекомендуется устанавливать в отдельной инструкции по действиям в таких ситуациях. В сочетании с другими указанная формулировка дает формальный повод вообще не составлять никакой инструкции и не регламентировать действий охранника в чрезвычайных ситуациях, заключает эксперт.
В Письме Минобрнауки от 4 июня 2008 года № 03-1423 «О методических рекомендациях по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации» обозначены следующие меры обеспечения безопасности:
- наличие периметрального ограждения и освещения территории;
- обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;
- наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);
- оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;
- наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;
- определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.
В школах руководство привлекает частные охранные организации для обеспечения безопасности и порядка на территории. Однако как показывает практика, данные меры бывают неэффективны. Более того, при их реализации возникает немало проблем.
«Например, частный охранник наделен правом применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Однако в ст. 18 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» установлено ограничение: запрещается применять огнестрельное оружие, специальные средства, физическую силу в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от их применения могут пострадать посторонние лица», — поясняет доцент Департамента международного и частного права Финансового университета при Правительстве РФ, к.ю.н. Александра Зарина.
Также применение охранником физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий при крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом. При этом сотрудники ЧОПов не обладают определенными знаниями действующего законодательства, не ознакомлены с положениями ст. 37 и 39 УК РФ, содержащих условия и пределы применения обстоятельств, и поэтому при возникновении опасности не успевают сориентироваться.
Кто ответит?
Если ребенок пострадал во время чрезвычайного происшествия в школе, а непосредственный виновник уже не может понести ответственность, она ложится на учебное заведение. При разрешении ситуаций, связанных с возмещением вреда потерпевшему-несовершеннолетнему родителям необходимо доказать факт причинения вреда здоровью, а также определить размер ущерба, то есть сумму денежных средств, потраченную на лечение, объясняет Александра Зарина. Если организация будет отрицать факт обучения ребенка в школе, необходимо предоставить договор об обучении, чеки и другую документацию, подтверждающую данный факт, привлечь свидетелей.
В соответствии с п. 4 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Александра Зарина уверена, что осуществлять охранные мероприятия в школах на должном уровне можно. Для этого необходимо повысить профессиональную грамотность сотрудников частных охранных предприятий и вневедомственной охраны Росгвардии.
«Также разработать локальные нормативные акты (уставы, положения и т.д.) ЧОПов с учетом повышенных требований к сотрудникам по обеспечению охраны жизни и здоровья граждан в образовательных учреждениях. Создать методические рекомендации алгоритма действий сотрудников частных охранных предприятий в кризисных и сложных ситуациях», — резюмирует спикер.
Важно понимать, что пока вопрос безопасности и системы охраны в школах не проработан законодателями максимально детально, особенно в регионах, риск возникновения ЧП остается на том же уровне. В некоторых субъектах России дело в свои руки берут губернаторы. Например, 36 школ из 59 в Кирове заключили договоры с ЧОПами и наняли на работу профессиональных охранников. Средства на это выделили из бюджета области.
Источник изображения: freepik.com