Треш попал под запрет: какие прямые эфиры больше нельзя проводить в России

Штраф до миллиона рублей можно получить за передачу информации, которая оскорбляет достоинство человека и общественную нравственность. Такие санкции закреплены в новом законе, вступившем в силу в сентябре. С экспертами «Сферы» разбирались, какой контент теперь можно публиковать, какой — лучше удалить, а также куда обращаться, если вдруг наткнулись на эфир или ролик запрещенного содержания.
Время прочтения: 6 минут

Треш-стрим — информация, выражающая явное неуважение к обществу и содержащая изображение с признаками противоправных, в том числе насильственных действий. Она распространяется из хулиганских или корыстных побуждений.

«Закон как таковой не содержит прямым текстом категории «треш-стримов». И как мы понимаем, сюда может попадать какой угодно вид контента, не только трансляции на стриминговых платформах (однако, и они тоже), но также и, например, публикации в социальных сетях», — рассказал «Сфере» Павел Патрикеев, практикующий юрист в сфере IT, CEO и сооснователь сервиса «Патрикеев и партнеры»

Остановите это немедленно

Ситуация с треш-стримами назревала давно. Еще в 2020 году один из блогеров прямо на камеру избил фотомодель, за что получил полгода исправительных работ. Потом была история из Нижнего Новгорода. Там женщина на камеру материла собственного сына, угрожая ему расправой. Но наказания за это она не понесла. И таких примеров, которые эпатировали общественность, можно привести массу.

«Ужесточение наказания за треш-стримы было долгожданным. Сейчас с принятием соответствующего закона ситуация может кардинально измениться. Тем более, что в законодательстве дано четкое определение такому асоциальному явлению», — говорит Мария Вылегжанина, генеральный директор рекламного агентства MDK Creative.

По ее словам, отныне закон приравнивает треш-стримы к насилию.

«Если раньше за это полагались небольшие штрафы, то теперь все гораздо серьезнее: штрафы до миллиона рублей, изъятие аппаратуры, а в некоторых случаях — уголовная ответственность», — уточняет она.

Стрим на миллион

Согласно новому закону сам факт проведения треш-трансляций станет отягчающим обстоятельством, а также квалифицирующим признаком по 10 статьям Уголовного кодекса. Административный штраф за распространение таких жестоких видео составит для граждан от 50 до 100 тыс. рублей, для должностных лиц — от 100 до 200 тыс., для юридических — от 800 тыс. до 1 млн.  Одновременно со штрафами во всех случаях будет применяться конфискация оборудования, которое использовалось для изготовления таких материалов, в том числе камер и записывающей техники.

Помимо этого, осужденные за проведение треш-стримов будут дополнительно лишаться права занимать должности и заниматься определенной деятельностью.

Звоните 112

Важный момент: куда обращаться, если тебе на глаза попалось видео, которая оскорбляет достоинство человека и общественную нравственность?

Павел Патрикеев советует жаловаться прежде всего владельцу площадки, где такой контент обнаружен.

«По новому закону они обязаны мониторить такой контент самостоятельно и принимать к нему меры в случае поступления жалобы. Также меры по ограничению доступа к ресурсам с таким контентом будет принимать РКН как ответственный орган на основании требования прокуратуры. Соответственно, в случае выявления нарушения также следует обращаться в РКН», — поясняет эксперт.

Мария Вылегжанина добавляет, что также можно попробовать сообщить о нарушении по телефону 112. «Думаю, даже региональные органы, правоохранительные или городские, тоже будут обращать внимание на подобные явления», — говорит она.

Нравственность нравственности — рознь

Еще один важный нюанс: можно ли будет опровергнуть мнение общественности и доказать, что опубликованный контент был в пределах нормы? Или просто был шуткой?

Мария Вылегжанина уверена: закон не видит разницы между реальным насилием и его имитацией.

«Ведь зрители, особенно дети и подростки, могут не всегда отличать одно от другого. Трэш-стримы привлекали аудиторию своей мнимой «реалистичностью», и это приводило к трагическим последствиям», — уточняет она.

Эксперт добавляет, что возможно, в каких-то случаях удастся оспорить обвинения в суде, но изначально меры будут приняты самые жесткие.

«Закон должен работать, и я думаю, что с его помощью это деструктивное явление постепенно сойдет на нет», — резюмирует она.

С ее мнением согласен Павел Патрикеев.

«Является контент юмористическим или нет — не выступает квалифицирующим признаком. Однако стоит обратить внимание, что помимо признака, касающегося содержания контента (информация, оскорбляющая человеческое достоинство и т.д.) в законе содержится и признак из побуждений: такая информация должна распространяться из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений», — поясняет Павел.

По его словам, пока не понятно, как будет определяться, являются ли коммерческие цели корыстными, а также как будет устанавливаться «низменность» побуждений. Если толковать закон буквально, то под данную норму могут попадать и юмористические, а также художественные произведения при условии, что орган усмотрит в них вышеуказанные довольно широкие признаки.

Поэтому экспертное сообщество ждет, какие границы применения закона установит практика правоприменения и готовится отслеживать конкретные решения прокуратуры и РКН.

Рекомендуем

Статья

Камера! Мотор! Как в России предлагают регулировать треш-стримы

В России могут ужесточить ответственность за онлайн-трансляции, содержащие сцены насилия, или так называемые «треш-стримы». Что побуждает людей издеваться над себе подобными в прямом эфире и поможет ли это прекратить инициатива законодателей — разбиралась «Сфера».

Статья

Камера! Мотор! Как в России предлагают регулировать треш-стримы

В России могут ужесточить ответственность за онлайн-трансляции, содержащие сцены насилия, или так называемые «треш-стримы». Что побуждает людей издеваться над себе подобными в прямом эфире и поможет ли это прекратить инициатива законодателей — разбиралась «Сфера».

Статья

Хорошо забытое старое: депутаты хотят защитить пользователей от ответственности за «древние» посты в Сети

В августе вице-спикер Госдумы Владислав Даванков от партии «Новые люди» предложил поправки в статью 4.5 административного Кодекса. Цель - исчислять сроки давности за распространение ненадлежащих сведений в Интернете с момента публикации, а не с момента их обнаружения.

Нужно хоть что-то написать