Суды и банкротство: границы участия и контроля

Институт банкротства, оставаясь законодательно «застывшим», вынуждает суды брать на себя роль «теневого законодателя». Через двойной надзор — от конкретных дел до конституционного толкования — они не только гасят «войну», но и создают прецеденты, компенсируя существующие правовые пробелы. Почему суд стал ключевым «корректором» процедур, а документарное производство — спасением для кредиторов? Рассказывает «Сфера».
Время прочтения: 8 минут

Двойной контроль

Как отметил помощник заместителя председателя Верховного Суда РФ Илья Горбашев на одной из сессий в рамках Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ), банкротство изначально носит конфликтный характер. Именно поэтому суды постоянно вовлечены в эту сферу, а их роль выходит за рамки простого разрешения разовых споров.

Без четких процессуальных правил, подчеркивает эксперт, банкротство превратилось бы в «войну всех против всех», поэтому суд выступает ключевым институтом, обеспечивающим цивилизованное разрешение таких ситуаций.

  1. Контроль на уровне конкретного дела:
  • надзор за процессуальным движением дела, судьбой имущества, формированием реестра требований кредиторов и соблюдением их прав;
  • разрешение новых правовых вопросов, возникающих в условиях отсутствия законодательного регулирования. Суды вынуждены самостоятельно искать баланс между интересами сторон, формируя прецеденты.
  1. Системный контроль со стороны высших судебных инстанций:
  • выработка единых подходов через обобщение практики, что формирует «надзорную архитектуру» банкротства в рамках правопорядка;
  • особую роль играет Конституционный Суд (КС), который не только оценивает нормы на соответствие главному документу, но и задает вектор их толкования.

Полномочия КС:

  1. Признание нормы неконституционной(полностью или частично);
  2. Утверждение конституционности нормыс оговорками (в определенной интерпретации);
  3. Конституционно-правовое толкование:
  • установление допустимых смыслов норм, исключающих противоречия с Основным законом.
  • признание нормы частично соответствующей Конституции (как в случае с очередностью уплаты налога на прибыль, где временный порядок, введенный КС, действует до сих пор из-за пробела в законодательстве).

Судья Конституционного Суда РФ Андрей Бушев обращает внимание на методологические сложности. Создать абсолютно четкие и неизменные нормы невозможно, что подтверждается как российской, так и зарубежной практикой. Это связано с пандектной системой права (сочетание общего и частного). КС вынужден балансировать между буквой закона и динамикой социально-экономических отношений, что порождает прецедентное нормотворчество.

Суд в банкротстве — не просто арбитр, а институт, формирующий правила игры в условиях высокой конфликтности. Конституционный Суд дополняет эту роль, выступая «корректором» законодательства и гарантом баланса интересов в условиях правовой неопределенности.

Эволюция процессуальных механизмов

Для судей, занимающихся делами о банкротстве, контроль суда над банкротными процессами имеет ключевое значение.

«Законодательство о банкротстве, действующее с 2002 года (ФЗ № 127), изначально было ориентировано на корпоративные банкротства, связанные со сложными правовыми вопросами. Процессуальные механизмы рассмотрения обособленных споров, предусмотренные первоначальной редакцией закона, в тот период были оправданы. Однако с момента введения в 2015 году института банкротства граждан (через 13 лет после принятия базового закона) законодательное регулирование процедур оставалось неизменным, что привело к системным противоречиям», – заявил председатель Арбитражного суда Тюменской области Олег Жирных.

Практика показала, что старые процессуальные механизмы зачастую не соответствуют специфике споров, возникающих в рамках банкротства физических лиц. Например, требования к доказыванию, сроки и формальности, эффективные для корпоративных дел, оказались избыточными и непрактичными в делах о личном банкротстве. В 2022 году по инициативе Верховного Суда был принят ФЗ № 107, который внес существенные изменения в процессуальные аспекты:

  • уточнил полномочия суда при рассмотрении обособленных споров;
  • ввел гибкие форматы судопроизводства, адаптированные к потребностям разных категорий дел.

Ключевой инструмент эффективности

Одним из ключевых нововведений, продолжает Олег Жирных, стал документарный процесс — упрощенная процедура, позволяющая суду определять формат рассмотрения спора исходя из его специфики. Суд вправе решить:

  • требуется ли очное участие сторон и устное судоговорение;
  • достаточно ли проведения заседания в письменной форме на основе представленных документов.

Этот механизм сокращает издержки участников процесса и ускоряет разрешение споров, особенно в делах с очевидными правовыми основаниями (например, о включении требований в реестр).

«Важнейшим элементом судебного контроля в делах о банкротстве я считаю возможность применения судом механизма судебного преодоления. Этот инструмент должен быть направлен на достижение главной цели банкротства — реабилитационной, но только при строгом условии: соблюдении баланса прав всех участников процесса, в первую очередь кредиторов», — подчеркнул Жирных.

Суд как законодатель

Институт банкротства, заметил руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Константин Чекмышев, сохраняет системные проблемы: он остается чрезмерно сложным, финансово обременительным, уязвимым для злоупотреблений и, что критично, не обеспечивает должной защиты интересов кредиторов. В связи с этим последние поддерживают любые инициативы, направленные на реформирование процедуры.

«При этом парадокс в том, что законодательство о банкротстве, традиционно считавшееся одним из самых динамично меняющихся, за последние пять лет фактически застыло в развитии. В условиях законодательного вакуума суды вынуждены брать на себя несвойственную им роль — восполнять пробелы права через формирование прецедентов, что лишь подчеркивает острую необходимость в системных изменениях со стороны государства», – резюмировал глава ведомства.

 

 

 

Изображение создано Freepik, www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Закон о банкротстве: в каком направлении движется реформа

Эксперты и представители госорганов в рамках Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) обсудили необходимость модернизации института банкротства. Недостаточная эффективность реабилитационных процедур, их редкое применение, а также конфликты, вызванные недостоверностью данных – вот те из немногих проблем, требующих решения.

Авторский взгляд

Как финансовый анализ помогает юристам выигрывать дела о банкротстве

Применение экономических инструментов становится критически важным в вопросах о несостоятельности. Особенно когда речь заходит о субсидиарной ответственности. Чтобы доказать, почему компания обанкротилась и кто в этом виноват, суду нужны не только юридические аргументы, но и экономическая картина происходящего. Здесь на помощь приходит финансовый анализ. Какие инструменты стоит использовать и как применять их на практике — рассказывает в своей авторской колонке антикризисный управляющий, руководитель Единой программы подготовки арбитражных управляющих Университета Лобачевского и автор телеграм-канала «Антикризисный управляющий» Валерия Кирюченкова.

Статья

Почему компании стали спасать, а не закрывать: каким был 2024 год для сферы банкротства

В 2024 году в рамках процедур банкротства было погашено 252,1 млрд рублей долгов — на 26,5% больше, чем годом ранее. Однако, как отмечают в ФНС, за последние три года акценты сместились: вместо ликвидации бизнеса всё чаще выбирают реструктуризацию долгов. С 2020 по 2023 год число процедур банкротства сократилось на 25%, а количество компаний, получивших господдержку, выросло в 3,7 раза. О ключевых тенденциях в сфере корпоративных банкротств — в материале «Сферы».

Нужно хоть что-то написать