Совместными усилиями: как ГОСТы и закон регулируют ИИ

Искусственный интеллект плотно интегрировался в повседневную и профессиональную жизнь человека, что привело к необходимости регулирования «роботов-помощников». Для воплощения этой задачи в России уже много лет разрабатывают стандарты в области применения ИИ – сейчас их насчитывается около 100. Подробнее читайте в материале «Сферы».

Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Антон Шалаев рассказал, что сейчас российские эксперты в области стандартизации акцентируют внимание на разработке ГОСТов для применения ИИ, чтобы обеспечить безопасность таких систем. 

Он подчеркнул, что в последние годы таких ГОСТов в стране появилось уже около 100. Это выводит Россию в список лидеров по количеству собственных национальных стандартов в этой сфере.

Так как сейчас происходит точечное регулирование ИИ, то и стандартизация этой сферы пока не имеет глобальных масштабов.

«ИИ развивается в геометрической прогрессии. Сложно представить себе, что стандартизация будет высокодетализированной. На мой взгляд, регулирование на уровне основных принципов и основополагающих правил в сфере ИИ необходимо, как и правоприменительные инструменты к такому регулированию. Стандартизация в такой реальности поможет как обеспечить прозрачность рынка ИИ-продуктов, так и защитить потребителей и сделать понятным вход на рынок», – замечает Юлия Гуриева, управляющий партнер Seven Hills Legal, адвокат, патентный поверенный.

Опыт других стран

В Европе и США, замечает интернет-маркетолог и кандидат технических наук Ирина Орлова, регулирование ИИ идет по пути создания общих правовых рамок, которые включают как технические стандарты (ISO и IEEE), так и законодательные акты. В Европе, например, активно разрабатывается Регламент об ИИ (AI Act), который направлен на создание единых правил для всех стран-членов ЕС, который должен обеспечить баланс между инновациями и защитой прав граждан.

Бурная деятельность в этой области идет и в США. Там в также в основном сосредоточены на разработке рекомендаций и стандартов, но в большей степени полагаются на существующие законы, которые адаптируются к новым реалиям, связанным с ИИ.

«В целом, западный подход отличается от российского акцентом на гибридном регулировании, где стандарты и законодательство взаимодействуют более тесно, чем в России. У нас же до настоящего момента большое внимание уделялось разработке отраслевых стандартов», – рассказала спикер.

Помощь ГОСТов в правовом поле

Стандартизация применения ИИ через ГОСТы создаст четкие технические нормы, которые дополнят законодательство. Она помогает:

  • в унификации подходов к разработке и внедрению ИИ
  • снижении правовых рисков
  • обеспечении соответствия требованиям безопасности и качества

«Точечное влияние через ГОСТы на эту сферу помогает более конкретно и детализировано регулировать эту область, так как действовать только через законодательные рамки весьма проблематично, учитывая многообразие и динамичность ИИ", - замечает Ирина Орлова.

ГОСТы могут устанавливать требования к различным аспектам использования ИИ, включая конфиденциальность данных, прозрачность алгоритмов, предотвращение дискриминации и ответственность за действия ИИ. Это важно для определения того, какие действия или решения в этой области считаются допустимыми, а какие – нарушающими законы.

Стандарты или закон? вот в чем вопрос

Стандартизация и законодательство выполняют разные функции. Первая призвана обеспечить техническую основу и гибкость, позволяя быстро реагировать на изменения в технологии, второе – задает общие правовые рамки, защищает права граждан и определяет ответственность. Ирина Орлова считает, что в сфере урегулирования искусственного разума необходимы обе составляющие.

Введение стандартов необходимо, потому что:

  • стандарты могут быть быстрее адаптированы к новым технологическим реалиям, чем законодательство;
  • они обеспечивают единообразие в применении ИИ, что важно для международного сотрудничества и совместимости;
  • ГОСТы в России уже играют ключевую роль в регуляции ИИ, задавая конкретные требования к безопасности, эффективности и качеству.

 Роль законодательства в сфере ИИ: 

  • законодательство устанавливает базовые принципы регулирования, такие как права на неприкосновенность частной жизни и ответственность за ущерб, причиненный ИИ;
  • оно может более эффективно решать вопросы, связанные с этикой, ответственностью и защитой прав, чем стандарты, которые, как правило, не носят обязательный характер.

Пару слов о существующих ГОСТах

Юрист в области гражданского и налогового права, арбитражного процесса, эксперт в сфере применения ИИ и нейронных сетей Наталья Тарасова рассказала, что сейчас в стране действует 61 ГОСТ. В 2020 году приняли и ввели в действие ГОСТ Р 59276-2020 "Искусственный интеллект. Способы обеспечения доверия" и ГОСТ Р 59277-2020 "Искусственный интеллект. Классификация систем искусственного интеллекта". Последний призван установить классификацию систем искусственного интеллекта (сси). В этом стандарте установлена схема классификации, отражающая основные особенности сии для решения прикладных задач, помогающая определить направления их стандартизации.

ГОСТ Р 24668-2022 "Информационные технологии. Искусственный интеллект. Структура управления процессами для анализа больших данных (ИСО/МЭК 24668:2022)" описывает рамочную структуру (концепцию) использования аналитики больших данных (big data analytics, BDA) в большинстве отделов и подразделений организации. В стандарте также определяется эталонная модель процесса аналитики больших данных (BDA PRM) и модель оценки процесса (BDAPAM).

ГОСТ РИСО/МЭК 20546-2021 "Информационные технологии. Большие данные. Обзор и словарь", рассказывает спикер, призван унифицировать терминологию и понятийный аппарат в области информационных технологий и больших данных для федерального агентства и связанных с ним документов и работ.

Плюсы и недостатки стандартизации

Наталья Тарасова, анализируя представленные ГОСТы, выделяет следующие их положительные стороны:

  • унификация терминологии и понятийного аппарата;
  • согласованность нормативной базы;
  • обязательность применения стандартизированных требований

 Минусы: 

  • жесткость и ограниченность стандартизированных определений;
  • необходимость постоянной актуализации стандартов;
  • трудности в достижении консенсуса при разработке;
  • риск излишней бюрократизации

«В России ведется активная работа по созданию нормативной базы для регулирования сферы искусственного интеллекта. Специалистам следует учитывать, что стандартизация имеет как положительные, так и отрицательные аспекты, и важно найти баланс между необходимой унификацией и гибкостью», – сказала Наталья Тарасова.

По ее мнению, совместная «работа» стандартизации в области ИИ и законодательства дает возможность урегулировать эту сферу так, чтобы разрабатываемые меры охватывали не только классификацию и структуру ИИ-систем, но и проникали в этические аспекты жизни граждан. 

Рекомендуем

Авторский взгляд

Дипфейки и ответственность за их распространение. Что важно знать

Про дипфейки, или подделки, созданные с помощью нейросетей, знают многие. Это фальшивые информационные материалы часто используются для кибермошенничества или негативного влияния на репутацию частных лиц и компаний. Анастасия Кочетова, юрисконсульт по информационной безопасности RTM Group, специально для «Сферы» рассказала, какие риски с точки зрения закона связаны с применением дипфейков.

Авторский взгляд

Родительские выплаты до 23 лет: что предлагает Минюст и кого это коснётся?

Срок выплаты алиментов в России могут продлить - сейчас родитель должен помогать ребенку до совершеннолетия, а инициаторы законопроекта предлагают увеличить возраст до 23 лет. В чем преимущества нововведения? Не приведет ли оно к росту числа злостных неплательщиков? И можно ли будет оспорить выплаты? На эти и другие вопросы специально для «Сферы» ответил адвокат КА «Мосюрцентр» Андрей Жолудев в своей авторской колонке

Авторский взгляд

«То, что работало вчера, сегодня может отключиться»: как переводить деньги в Китай

Юрлица всё чаще сталкиваются с проблемой платежей за рубеж. Банки разных стран постоянно вводят новые санкции, затрудняя переводы между российскими и заграничными финансовыми учреждениями — так, например, сделали банки Кыргызстана. Может ли случиться так, что международные платежи можно будет осуществлять юрлицам только с помощью наличных средств? Что сейчас делать тем компаниям, которые имеют партнёров за рубежом? Запасаться криптовалютой? Открывать иностранные представительства? На эти и другие вопросы отвечает Альберт Бодокия, специалист по визовым вопросам, денежным переводам, системам бронирования и программам лояльности, автор телеграм-канала о путешествиях «Аллюзия Альберта».

Нужно хоть что-то написать