Въезд и выезд из страны регулируется Федеральным законом N 114-ФЗ. В августе 2023 года в него добавили новую норму, предусматривающую уведомительный порядок выезда из РФ отдельных категорий лиц.
Согласно статье 19.1 этого закона, выезд из Российской Федерации лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей (утвержден распоряжением Президента РФ от 15 января 2010 г. N 24-рп), при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также осведомленных в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях сенаторов, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов, глав муниципальных образований, судей и адвокатов осуществляется с предварительным уведомлением ФСБ РФ (его территориального органа) и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки.
Поскольку порядок такого уведомления не был определен, норма была «спящей».
Толкование статьи 19.1 теоретически допускает, что любой адвокат, допущенный к гостайне, обязан перед выездом из страны направлять уведомление об отъезде. Но весной 2024 года Федеральная палата адвокатов России опубликовала разъясняющее письмо №170-05/24-АП вслед за Указом. В нем указано, к каким именно представителям профессии применяется порядок уведомления.
Так, сообщать о выезде за границу обязаны только адвокаты, допущенные к гостайне с грифом «особой важности» или «совершенно секретно». Адвокаты, имеющие допуск к гостайне с грифом «секретно», равно как и адвокаты, не имеющие какого-либо допуска к гостайне, не подпадают под это правило.
Порядок информирования
Допущенные к гостайне адвокаты, которые хотят выехать за пределы страны, должны направить соответствующее уведомление в спецслужбы через Минюст. Сделать это необходимо не позднее чем за 30 календарных дней до планируемой даты.
Если уехать за границу нужно срочно, уведомление отправляется немедленно. Причинами срочного выезда могут быть:
- лечение или поездка по другим неотложным обстоятельствам;
- болезнь или смерть близкого родственника, находящегося за пределами территории РФ;
- необходимость личного присутствия при совершении юридически значимых действий, связанных с принятием наследства в соответствии с законодательством иностранного государства;
- служебная командировка.
Несмотря на принятие Указа от 20 мая до сих пор существует неопределенность в части реализации обязанности по уведомлению спецслужб, так как Минюст еще не определил форму и порядок/способ направления, равно как и не определены порядок и срок дальнейшего направления Минюстом документа в ФСБ и СВР.
В целом уведомление за месяц до выезда, не имеющего причин срочности, — не самая комфортная реальность для адвокатов с учетом того, как устроен процесс назначения судебных слушаний российскими судами. В этом уравнении всегда много переменных, и в реальности адвокат не может быть уверен в том, что за этот период ничего не поменяется.
К сожалению, Указ не содержит инструкций на случай, если адвокату не удается выехать в обозначенные даты. Получается, что в случае переноса поездки возникает необходимость направлять новое уведомление, и снова не позднее, чем за 30 календарных дней до выезда.