Сохранять, использовать и обеспечивать доступ: эксперты в Москве и Нью-Йорке о проблемах водных ресурсов

Участники исторической конференции в Нью-Йорке, проходившей 22-24 марта, приняли Программу действий по водным ресурсам. Она предполагает снижение нагрузки на гидрологическую систему, сокращение нерационального использования воды, а также разработку и внедрение новой глобальной информационной системы по водным ресурсам, которая будет определять планы и приоритеты на период до 2030 года.
Время прочтения: 5 минут

Само мероприятие уже признали историческим, так как саммит такого масштаба (170 стран-участниц) по теме воды проводился впервые с 1977 года.

«Эта Конференция помогла понять очевидную истину. Вода, как самое ценное общее благо человечества, объединяет всех нас. Именно поэтому вода должна находиться в центре глобальной политической повестки дня», – высказался о саммите Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.

Он также подчеркнул, что вода необходима для устойчивого развития, борьбы с бедностью, здоровья и равенства, а доступ к воде – основное право человека, подтвержденное принятой Программой.

Генсек отметил, что реализация Программы потребует интеграционного подхода к воде, экосистемам и климату, направленного на сокращение выбросов парниковых газов, и развитие прочной инфраструктуры.

Принятая Программа действий по водным ресурсам должна быть обеспечена бюджетом в $300 млрд, «с потенциалом раскрытия» более $1 трлн в виде социально-экономических и экосистемных выгод. Подведение первых итогов о выполнении странами ООН условий Программы, направленных на сохранение климатического равновесия планеты, состоится уже в конце этого года в Дубае на Всемирной климатической конференции.

В первый день конференции в Нью-Йорке российские эксперты собрались на площадке клуба Ecumene для обсуждения национальной повестки в области водных ресурсов: сохранения и восстановления водных ресурсов, достижения планов устойчивого развития путем перехода к синей экономике и вызовов в связи с ухудшением экологической ситуации на планете и в мировом океане.

Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды РФ Роман Минухин выделил 3 основные задачи в этой области – регулирование качества воды, регулирование количества воды, а также безопасность проживания у воды.

«Что касается качества, с 2019 года реализуется проект «Экология» в рамках поручений Президента и Правительства. Он предусматривает такие цели, как оздоровление воды, отслеживание состояния озера Байкал и сохранение уникальных водных объектов на всей территории страны. В рамках проекта строятся очистные сооружения и проводятся мероприятия по очистке водоемов, а это влияет на биоресурсы и на количество и качество питьевой воды», - подчеркнул Роман Минухин.

По его словам, в рамках программы, направленной на безопасное использование водных ресурсов, в разных регионах страны строятся и реконструируются защитные сооружения, дамбы, берегоукрепительные сооружения, а также проводятся руслорегулирующие работы. Эксперт сделал акцент на том, что это стало необходимо именно из-за климатических изменений. 

Влияние человека на водные ресурсы планеты отметил заведующий лабораторией Института высокомолекулярных соединений РАН Сергей Люлин. Он поднял тему микропластика, как важнейшую для мирового океана и, возможно, для всего человечества на сегодняшний день.

«К достаточно известным типам загрязнения сейчас добавились новые, и российская наука старается быстро на это реагировать. Сегодня большое внимание привлекает проблема микропластика, опасность которого для здоровья человека пока еще не доказана. Есть только потенциальная угроза, показанная в лабораторных условиях. Что такое микропластик - это маленькие частицы полимеров, которые образуются в результате разложения вышедших из употребления полимерных изделий. На сегодняшний день произведено более 9 млрд тонн полимеров, больше половины из которых неконтролируемо распространяются в окружающей среде в виде мусора. В конце концов все это оказывается в океане, и образуются мусорные острова. Полимеры медленно разлагаются под действием ультрафиолета и механических нагрузок, образовывая маленькие частицы, в том числе те, которые не видимы глазу. Концентрация таких частиц увеличивается неконтролируемо в связи с тем, что это просто мусор. Опасность самого микропластика пока не доказана, но полимеры могут абсорбировать загрязнения и переносить другие токсичные вещества», - заявил ученый.

Стоит отметить, что в 2021 году в рамках программы ООН по защите окружающей среды было принято решение запретить распространение полимерного мусора. В мае этого года в Париже соберется межправительственный комитет по разработке данного соглашения. Это означает, что в ближайшие годы будут приняты важные решения в этой области, которые Россия тоже собирается выполнять.

В связи с этим Сергей Люлин отметил важность подготовки российской науки к ограничениям будущего соглашения и необходимость предоставить органам власти и промышленным предприятиям исчерпывающую научно-обоснованную информацию.

Примечательно, что на Конференции ООН по водным ресурсам, проходившей в Нью-Йорке, Россия была избрана одним из 13 вице-председателей и членом генерального комитета. В США нашу страну представляла делегация, состоящая из сотрудников Министерства иностранных дел, Министерства природных ресурсов и экологии, Министерства здравоохранения, Федерального агентства водных ресурсов и профильных организаций, включая ФГБУ «Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса». Его директор Илья Разбаш в ходе дискуссии на площадке клуба Ecumene акцентировал внимание на широком представительстве конференции в Нью-Йорке и большом спектре обсуждаемых вопросов. По его словам, одним из ключевых для российской стороны стал круглый стол «Вода для сотрудничества».

Эксперты Ecumene особо отметили роль волонтеров в защите и улучшении состояния водных объектов России.

В свою очередь, директор Института консалтинга экологических проектов Наталья Давыдова заметила, что волонтерского движения и воспитания эко-ответственности среди молодежи недостаточно для того, чтобы общество обратило внимание на важность перехода к синей экономике.

«Мне кажется, нужно включить вопрос воды в экономическую таксономию.

Сейчас бизнес, конечно, следует требованиям, которые есть в нормативном регулировании, но все же термин «синяя экономика» бизнесу еще не совсем понятен. В связи с этим, предлагаю экспертам Ecumene поработать с представителями бизнеса, для которых этот термин звучит необычно».

Внимание экономическим аспектам уделила управляющий директор блока рынков капитала Газпромбанка Ксения Кузнецова. «Если сравнивать запасы нефти и запасы пресной воды, то пока что воды где-то в полтора раза больше. Я, как представитель газопромышленного банка, могу провести параллели с рынком нефти, ведь он у нас очень хорошо оцифрован. Международные исследования говорят о том, что к 2030 году у нас будет дисбаланс в сторону недостатка воды - порядка 40% к ее предложению. Поэтому развитие синей экономики очень важно», - подчеркнула она.

«Мы видим примеры стран, где на государственном уровне реализована мощная водная стратегия. Это страны, где водная экономика посредует весь экономический потенциал страны: Нидерланды, Китай, Бразилия и другие. Везде во главе угла стоит возможность финансирования водных проектов на системной основе сразу несколькими источниками - это комбинация государственной поддержки, поддержки капитала финансовых рынков и частного капитала. Включение водной повестки в правительственную таксономию крайне важно, так как российский рынок на просторах Евразийского союза сегодня является главным центром экспертизы в вопросах зеленой экономики, адаптационных проектов и, я надеюсь, в будущем и водных проектов. Нами уже учтен лучший мировой опыт в этих вопросах, и нам ничего не мешает финансировать водные проекты как в городских агломерациях, так и в прибрежных зонах через выпуски облигаций», - заключила представитель Газпромбанка.

Генеральный директор Международной Ассоциации озерных регионов, Александр Тимченко отметил, что все же именно государство является «фундаментом» в управлении и сохранении водных объектов.

«Синее финансирование не может существовать и развиваться без участия государства. К сожалению, водная стратегия России закончилась в 2020 году, мы с нетерпением ждем ее обновления: нового взгляда на международное водное сотрудничество, на трансграничные вопросы и на управление водными ресурсами. Нам нужны четкие формулировки концепции водопользования и механизмы их реализации», – сказал подчеркнул Александр Тимченко.

Нужно хоть что-то написать