Самокаты против пешеходов: как планируют «приструнить» любителей СИМ

Как только сошёл снег, в России произошёл резонансный инцидент: водитель электросамоката стал участником ДТП, в результате которого пострадал мужчина. Травмы оказались настолько серьёзными, что врачам пришлось реконструировать лицо пострадавшего — воссоздавать лоб, скулы и нёбо с использованием титановых пластин. И это лишь один из несчастных случаев. Как государство планирует реагировать на растущее число происшествий с участием средств индивидуальной мобильности? Какие законодательные инициативы направлены на повышение безопасности граждан и регулирование поведения владельцев электросамокатов? Об этом — в материале «Сферы».
Время прочтения: 7 минут

Недавно спикер Госдумы Вячеслав Володин обнародовал статистку за 9 месяцев 2024 года по ДТП с самокатчиками. Было зарегистрировано 3,8 тысяч аварий. И это на 47,2% выше, чем за тот же период 2023 года. За указанное время погибли 44 человека, среди них — шестеро несовершеннолетних. Пострадали более 4 тысяч человек, из которых свыше 1,3 тысячи — это дети. Чтобы избежать подобного, в Следственном комитете уже предложили ввести права на управление электросамокатами. И соответствующие поправки ведомство внесло в Госдуму.

Дополнительная М1

Меры, которые предложили в СК, предполагают уточнения термина «транспортное средство»: теперь к нему будут относиться устройства, предназначенные для индивидуального передвижения по дорогам.

Людей, которые пользуются средствами индивидуальной мобильности (СИМ), планируют отнести к водителям и ввести дополнительную подкатегорию в водительское удостоверение: «М1» для СИМ с электродвигателем мощностью до 0,25 кВт. Технику с более мощными двигателями (от 0,25 до 4 кВт и свыше 4 кВт) могут включить в категории «М» (мопеды) и «А» (мотоциклы) соответственно.

Управлять указанными ТС можно будет только при достижении 16-летнего возраста.

«Все это позволит отнести СИМ к механическим транспортным средствам, а лиц, использующих их, — к водителям. Что, в свою очередь, обяжет последних к полному соблюдению правил дорожного движения», — написал в своем телеграм-канале Вячеслав Володин.

Верификация через «Госуслуги»

В разных регионах России продолжают ужесточать требования к самокатчикам. О нововведениях 2024 года «Сфера» подробно писала тут.

С этого года в Москве арендовать электросамокат разрешается только через верификацию на сайте mos.ru: аккаунт в сервисе кикшеринга должен быть привязан к аккаунту столичных «Госуслуг».

В Екатеринбурге за езду на самокате до достижения 18 лет можно получить штраф от компании, которая предоставляет транспортные средства в аренду, в размере 100 тысяч рублей. За вождение в нетрезвом виде накажут на 150 тысяч рублей.

В Санкт-Петербурге определили 36 зон, где запрещено движение на электросамокатах, взятых в аренду. Среди таких мест — Невский проспект, зеленые зоны, такие как Летний сад, Михайловский сад, ЦПКиО имени Кирова, ГМЗ «Петергоф» и т.д. По 175 адресам скорость движения самокатов ограничена до 15 км/ч. Недавно кикшеринговые компании и правительство Петербурга подписали новое соглашение о правилах работы. В документе ряд нововведений, например, запрет на аренду самокатов во время плохой погоды, обустройство парковок для СИМ и усовершенствование системы штрафов для нарушителей.

Прощай, категория «В»

Дальше — больше. За езду на самокате начали лишать водительских прав. И Верховный суд уже признал правомерность таких решений. Он рассмотрел жалобу жителя Нижегородской области, которого оштрафовали на 30 тысяч рублей и лишили права управления транспортными средствами на 1,5 года за отказ пройти медобследование на состояние алкогольного опьянения.

Водитель посчитал, что его не могли привлечь к ответственности, поскольку он управлял не автомобилем, а электросамокатом. Но суд постановил иное. Водитель ехал на СИМ с мощностью двигателя 500 Вт, который по своим характеристикам относится к транспортным средствам. И управлять им можно только при наличии прав соответствующей категории.

«Оснований для назначения по делу судебной технической экспертизы не установлено. Технические характеристики электросамоката были указаны изготовителем на информационной табличке, о чем пояснил сотрудник ДПС при рассмотрении дела, что не отрицается (самим водителем), а также в руководстве по эксплуатации, представленного с другими материалами дела»,  разъясняет Верховный суд.

В аналогичном деле в отношении уже подмосковного водителя (№4-АД24-35-К1) ВС обращает внимание, что принадлежность электросамокатов к транспортным средствам в судебной практике уже является устоявшимся фактом (постановления от 03 октября 2024 года №9-АД24-15-К1, от 05 февраля 2024 года №48-АД24-1-К7, от 21 июня 2024 года №45-АД24-15-К7).

Чужой профиль

Но не только езда на самокате в нетрезвом виде представляет опасность. Эти транспортные средства стали настоящим трендом среди подростков. В МВД заявили о том, что передача аккаунтов несовершеннолетним для аренды электросамокатов недопустима.

За такое нарушение у компаний, которые предоставляют СИМ в аренду, также разработаны штрафные санкции.

Но есть еще пул самокатов, которые находятся в собственности у граждан. Для таких водителей в Москве хотят присвоить индивидуальные номера. Если такой самокат мощнее, чем разрешено ПДД, его владельца планируют  обязать иметь водительские права на управление ТС.

«Пока наши предложения здесь не учтены. Но надеемся, что наши федеральные коллеги, законодатели, каким-то образом либо учтут наши предложения, либо предложат свои варианты решения. Я знаю, что все наши коллеги озабочены проблемами безопасности дорожного движения», — рассказал заместитель мэра столицы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.

В Минтрансе подготовили поправки к ПДД, согласно которым водителям самокатов могут запретить требовать от пешеходов пропускать их.

В министерстве также предлагают установить более четкое и понятное разграничение между СИМ, велосипедом и мопедом, а также ввести однозначный запрет движения на ТС более одного человека вне зависимости от конструкции.

Курьерские рейды

Не только с электросамокатами начали бороться власти. В Москве и Петербурге сотрудники ГИБДД начали проводить рейды среди курьеров, работающих на электровелосипедах. Проверяют соблюдение требований дорожных знаков и светофора, а также наличие экипировки со светоотражающими элементами.

Электровелосипеды изымают, если они не соответствуют регламенту для СИМ. Сейчас в России таковыми считаются модели определенной мощности (от 250 Вт), которые могут разгоняться свыше 25 км/час.

В крупных компаниях, которые занимаются доставкой, о таких рейдах знают. Так, в Яндексе еще в прошлом году представили собственный курьерский велосипед. Он не может разгоняться свыше 25 км/ч и автоматически снижает скорость в медленных зонах.

 

 

Фото: Egor Myznik / Unsplash, https://unsplash.com/license

Рекомендуем

Статья

Докатались: правила для владельцев электросамокатов ужесточают

Минтранс намерен ввести новый юридический статус для обладателей электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Их практически приравняют к владельцам автомобилей. За последний год в России неоднократно корректировали правила езды на электросамокатах и требования к самим СИМ. К чему это привело и чего ждать дальше — в материале «Сферы».

Статья

Штрафы за поездку на самокате и первые снятые санкции ЕС: главные новости уходящей недели

Ограничения на снятие иностранной валюты. Рекордная закредитованность россиян. Финансовая поддержка закрытых аэропортов. Об этих и других новостях читайте в традиционном дайджесте «Сферы».

Статья

Права для электросамоката: почему устройство приравняли к транспортным средствам

Верховный суд России признал электросамокаты транспортным средством. Такой статус устройства получили в результате судебного разбирательства.

Нужно хоть что-то написать