Сильная доля
В соответствии с данными Минпромторга, опубликованными в январе 2024 года, только за последние пять лет оборот маркетплейсов вырос в пять раз. По состоянию на июнь 2023 года, доля маркетплейсов в общем объеме интернет-торговли превысила 50%. При этом большая часть продаж приходится на две компании - Wildberries и Ozon. Согласно информации ФАС, они контролируют 80% рынка онлайн-торговли. И именно с этими площадками работает большая часть продавцов в стране.
Чтобы урегулировать работу торговых интернет-площадок и не допустить монополии на рынке, законодатели хотят внести изменения в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности».
«В условиях экономической зависимости участников гражданского оборота от агрегаторов информации на товары, обладающих большой экономической властью, отсутствие регулирования может привести к ценовым нарушениям, созданию неблагоприятных и дискриминационных условий для участников гражданского оборота и, в конечном счете, породить социальное напряжение, проявления которого нередко описываются в СМИ в последнее время», - сообщается в пояснительной записке.
Авторы законопроекта предлагают четко регламентировать права и обязанности всех сторон, задействованных в данной сфере: и интернет-платформ, и продавцов, и владельцев пунктов выдачи заказов. А для маркетплейсов, занимающих более 20% рынка, ввести серьезные ограничения.
Ключевые запреты:
- взимать с продавцов комиссию размером более10% от стоимости услуги и накладывать штрафы размером более 15% от услуги, которую выполнили с нарушением;
- создавать преимущества для продажи собственных торговых марок по сравнению с товарами других продавцов;
- устраивать распродажи и акции без предварительного согласия продавца;
- торговать на других площадках;
- изменять условия договора услуг, каким-либо образом ухудшать положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов, предварительно не уведомив их за 30 дней.
Ноль рублей ноль копеек
Также, если законопроект примут, маркетплейсы не смогут брать деньги за отказ от товара. И это может сильно всколыхнуть рынок, считает представитель коллегии адвокатов «Тактик Про» Дмитрий Мелека.
«Маркетплейсы вводят платный отказ в случаях, когда покупатель отказывается от товара без объективной причины или по причине, не зависящей от продавца. Такие меры помогают защитить интересы продавцов и снизить количество недобросовестных возвратов», - подчеркивает он.
Об этом говорит и Татьяна Кархалева, адвокат, партнер, руководитель интеллектуальной практики адвокатского бюро «RBL», партнер международной юридической компании «GRATA International».
«Сейчас то, что называется платным отказом на маркетплейсах, фактически является компенсацией расходов продавца на транспортные и логистические услуги по возврату вещи. И чтобы не высчитывать каждый раз расходы, часто селлеры или сам маркетплейс ставят некую усредненную плату, называя ее «платным возвратом», - объясняет эксперт.
Данная норма, по сути, является одним из инструментов регулирования рынка, так как помогает гражданам подходить к процессу покупки более осознанно и не заказывать лишнего.
«Платный отказ - вынужденная мера. Она хоть как-то сдерживает людей от спонтанных покупок, заставляет более вдумчиво и осознанно выбирать товар, а не закидывать в корзину десятки позиций. Также платный отказ помогает снизить риски потребительского экстремизма: когда товар заказывают, пользуются им, а затем возвращают как неподошедший», - добавляет Максим Одинцов, основатель сервиса аналитики маркетплейсов «LikeStats.io».
Маркетинговая мышеловка
У клиентов маркетплейсов и сейчас имеется возможность бесплатно вернуть заказанную вещь. Например, если отказ от товара произошел по вине продавца из-за брака или неполной комплектации.
«В этом случае брать деньги с покупателя за отказ незаконно. Он имеет полное право на возврат денежных средств или обмен на качественный товар без дополнительных затрат», - уточняет Дмитрий Мелека.
Но и тут есть нюансы.
«Возврат денег покупателю за брак требует больше времени и доказательств. Как и в случае с офлайн продажей, продавец может не согласиться с тем, что товар не соответствует заявленным характеристикам», - отмечает Максим Одинцов.
Не все покупатели, подчеркивает эксперт, достаточно осведомлены о том, как правильно действовать в подобных случаях, поэтому оформляют обычный возврат, как если бы товар просто не подошел. Из-за этого возникают ситуации, когда покупатель вынужден платить за отказ, обращает внимание эксперт.
Впрочем, не все маркетплейсы применяют такую опцию как «платный отказ». Как заявляет Татьяна Кархалева, этот реверанс в сторону покупателя – маркетинговый ход, направленный на привлечение клиентов, которые заказывают сразу несколько вещей для примерки.
«Некоторые селлеры сразу закладывают в цену товара расходы на обратную доставку в случае отказа. Однако, полный запрет на платный возврат может привести к росту «пустых» заказов. Из-за этого продавцам действительно придется повышать стоимость, чтобы не торговать в минус», - полагает Максим Одинцов.
И все же о росте цен говорить пока рано. Как считает Дмитрий Мелека, конкуренция на рынке останется высокой, и продавцы будут вынуждены сохранять их на адекватном уровне.
«Сейчас важно найти баланс между защитой прав потребителей и интересами продавцов, чтобы обеспечить справедливые условия для обеих сторон», - резюмирует эксперт.