Законодатель определился с терминами. Цифровые финансовые активы (ЦФА), согласно тексту законопроекта № 419059-7, – это производные от объектов ценных бумаг, денежных средств, опционов и других подобных активов. До финальной версии терминология в документе претерпела ключевое изменение: понятие «цифровые деньги» было заменено термином «цифровые операционные знаки». Адвокат и эксперт в области цифровых прав Елена Авакян отмечает, что по сути это цифровая фиатная валюта. Крипторубль в случае России – выпущенная ЦБ (при наличии полномочий) валюта, являющаяся обязательством страны. Криптоактивом в прямом смысле, по словам специалиста, крипторубль являться не будет.
«Единственная разница между безналичными денежными средствами и крипторублем будет состоять в способе фиксации прав на эти объекты. То есть данные объекты будут учитываться в блокчейне, и можно будет отследить любую операцию с ними. Сами операции станут не отменяемыми, а прозрачность системы будет обеспечивать устойчивость обращений. При этом данные денежные средства могут использоваться для расчетов, минуя банковскую систему», – отмечает Елена Авакян.
Список ограничений. Законопроект о цифровых активах устанавливает порядок их учета и обращения. Предъявляются в тексте документа и требования к оператору информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск таких активов, а также к оператору обмена – к капиталу, месту хранения данных, к руководителям. Прописываются особенности обращения ЦФА и ограничения по их рекламе.
Запрет на криптовалюту и майнинг. У нового законопроекта о цифровых валютах есть яркий запретительный посыл, отмечает Елена Авакян. С 1 января 2021 года будут введены запреты на:
- выпуск криптовалюты (цифровой валюты) частными лицами, за исключением выпуска легальной криптовалюты под контролем Банка России;
- цифровую валюту и ее оборот на территории РФ;
- саму организацию выпуска и оборота цифровой валюты.
Таким образом, по словам эксперта, под этот запрет подпадают не только операции с криптовалютами и совершение сделок с ними, но также и майнинг.
«Майнинг криптовалюты изначально никогда не имел своей целью создание цифровой валюты как таковой. Его цель заключалась в компенсации лицу, участвующему в системе блокчейна, затрат на поддержание работоспособности системы. Если следовать логике закона о цифровых валютах, само по себе участие в расчетной системе любого блокчейна, предполагающего компенсаторный механизм, будет признано эмиссией криптовалюты частными лицами и подпадет под глобальный запрет», – поясняет Елена Авакян.
Фактически, считает эксперт, подобным регулированием государство оттесняет майнинг, который мог бы приносить прибыль (в том числе в форме налогов), в черный сегмент рынка.
Больше о новом законе и перспективах цифровых финансовых активов в России – в вебинаре Елены Авакян.