Российский опыт создания ИНТЦ: сквозь тернии к звездам

Старший эксперт направления «Правовое развитие» Фонда «Центр стратегических разработок» Илья Зикун анализирует законодательные нормы о инновационных научно-технологических центрах и рассматривает возникшие на практике проблемы.
Время прочтения: 12 минут

На основании Федерального закона от 29.07.2017 № 216-ФЗ (ФЗ об ИНТЦ) в России может быть создан особый территориальный режим – инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ). И уже можно привести несколько примеров созданных ИНТЦ – Воробьевы горы, Долина Менделеева, Мичуринская долина, Сириус, а некоторые находятся только в процессе создания (например, «Квантовая» долина). Закон направлен на достижение благородной цели – развитие науки и технологии. Смысл создания ИНТЦ в том, чтобы привлечь на определенную территорию инвесторов (участников проекта) и создать комфортную среду для достижения научно-технологических целей ИНТЦ. Для этого государство передает фонду ИНТЦ земельные участки в собственность или в аренду, а участникам проекта предоставляет ряд льгот (освобождение от уплаты НДС, налога на прибыль, льготные ставки по уплате взносов в негосударственные страховые фонды, освобождение от уплаты таможенных сборов и др.).

Создание научных центров, на которых можно было бы комплексно реализовать сложные технические проекты, а также предоставление мер государственной поддержки субъектам, которые осуществляют научные исследования, безусловно, является положительным решением. Но необходимо понимать, что развитие научных исследований сопряжено с решением множества имущественных вопросов, в том числе земельных, инвестиционных и строительных. Это не благотворительная деятельность, а основа коммерческой деятельности.

Сытое брюхо к учению глухо

Теоретически красивая модель привлечения инвестиций в обмен на меры государственной поддержки на практике остается мало привлекательной. Необходимо учитывать, что инвестор (участник проекта) должен не только реализовать исследовательский проект (и не один!), но и проинвестировать капитальное строительство зданий и сооружений в «чистом поле» территории ИНТЦ. После того, как инвестор профинансирует строительство здания, ему разрешат в это здание въехать, но не как собственнику, а как гостю (как арендатору по номинальной арендной ставке). А уже потом инвестор будет реализовывать за свой счет дорогостоящие научно-исследовательские проекты.

В настоящий момент самой актуальной проблемой в ИНТЦ является привлечение инвестиций, потому что модель земельных и имущественных отношений в ИНТЦ является мало привлекательной. Пока одним из немногих стимулов к реализации проекта на территории ИНТЦ является номинальная арендная ставка на земельный участок, что позволит через много-много лет участнику проекта окупить свои вложения. Еще одним не инвестиционно-привлекательным стимулом является заключение договора на обслуживание объектов инфраструктуры ИНТЦ ввиду чрезмерно длительного срока окупаемости инвестиций. Кроме того, государственное субсидирование фонда ИНТЦ по факту привязывается к размеру привлеченных инвестиций. Таким образом, фонд и управляющая компания ИНТЦ фактически лишены возможности и привлечь инвесторов, и получить субсидию от государства. Данная проблема полностью дискредитирует весь институт ИНТЦ, что объясняет неразвитость подавляющего большинства существующих ИНТЦ.

Кроме того, в ФЗ не урегулирован порядок передачи земельного участка на территории ИНТЦ инициатору проекта, который по факту и создает ИНТЦ, организует его работу, является учредителем фонда и управляющей компании. В действительности инициатор проекта вынужден брать земельный участок и объекты инфраструктуры в аренду у управляющей компании, что само по себе, во-первых, затруднительно с точки зрения оформления отношений, а во-вторых, представляет собой формальность. Арендная плата номинальна, а договор заключается между двумя аффилированными лицами. Целесообразно более конкретно описать статус инициатора проекта и предоставить ему ограниченное вещное право на земельный участок в силу закона на безвозмездной основе, чтобы избежать излишних формальностей в оформлении.

Целесообразно в ФЗ об ИНТЦ предусмотреть возможные инвестиционные схемы капитального строительства, при которых участники ИНТЦ смогли бы вернуть свои инвестиции, а не только получить рабочее место, которое они для себя сами же и построили. Целесообразно, в ФЗ об ИНТЦ учесть опыт государственно-частного партнерства, а также предусмотреть возможность проектного финансирования посредством создания специализированного общества, выпускающего инфраструктурные облигации, что позволит привлекать инвестиции не только от участников проекта, но и от третьих лиц. Причем учитывая, что по факту у фонда и управляющей компании ИНТЦ нет никакого имущества, кроме передаваемых от государства земельных участков и объектов инфраструктуры, целесообразно смягчить запреты ФЗ об ИНТЦ в части обременения залогом данного имущества по договорам с инвесторами либо предусмотреть иной механизм государственного обеспечения исполнения обязательств фонда и управляющей компании ИНТЦ перед инвесторами. Целесообразно также учесть опыт комплексного развития и освоения территории, сложившийся в настоящий момент при применении гл. 5.1 ГрК РФ (комплексное и устойчивое развитие территории).

Конный пешему не товарищ

Мало того, что не каждый инвестор возьмется за такой благотворительный по своим экономическим выгодам проект, как ИНТЦ, так еще и не всякого возьмут.

Во-первых, участник проекта должен быть исследовательской организацией и иметь соответствующий основной ОКВЭД. А много ли в России исследовательских компаний, которые могут проинвестировать создание ИНТЦ? Получается заколдованный круг: ИНТЦ создают, чтобы помочь исследователям, но исследователи должны помочь себе сами. Следовательно, исследовательские организации должны найти себе спонсоров и сами привести инвестиции в ИНТЦ. Тут уж не до науки…

Большинство крупных российских компаний в области энергетики, нефти, газа, медицины, инфраструктуры, информационных технологий не имеют в качестве основного ОКВЭД научно-технологическую деятельность. В их учредительных документах в качестве основного вида деятельности указана та деятельность, которую они непосредственно осуществляют. В связи с этим перед крупными компаниями стоит альтернатива: 1) либо изменить основной ОКВЭД, что в ряде случаев невозможно, т.к. данный ОКВЭД нужен компаниям для осуществления своей основной профессиональной деятельности; 2) либо создать дочернее юридическое лицо с основным ОКВЭД научно-технологической деятельности. В последнем случае компания вынуждена полностью переструктурировать свой бизнес, чтобы деятельность компании попала под льготы, предоставляемые дочерней компании (участнику ИНТЦ). В обоих случаях компания испытывает существенные проблемы и, как правило, отказывается от участия в ИНТЦ. Целесообразно либо отменить требование к основному ОКВЭД участника ИНТЦ, либо рассмотреть возможность предоставления льгот также и аффилированным с участником проекта лицам.

Кроме того, в силу закона постоянно действующий исполнительный орган участника проекта, а также иные органы или лица, имеющие право действовать от имени участника проекта без доверенности, должны постоянно находиться на территории ИНТЦ. Привлекаемые российские компании, которые вкладывают в развитие ИНТЦ основные средства, чаще всего расположены совершенно по другому юридическому адресу в своих «головных офисах». Данное требование к участнику проекта заставляет потенциальных участников проекта изменять свое основное место расположения, изменять юридический адрес в ЕГРЮЛ и фактически переезжать из уже построенного «головного» офиса на территорию ИНТЦ. На практике это становится большой проблемой для привлечения компаний для участия в ИНТЦ, что также может решаться через создание дочерней организации, но сопровождается необходимостью перестраивания уже функционирующий бизнес-модели.  Кого законодатель хочет видеть в ИНТЦ: руководство участника проекта или ученых? Целесообразно либо отменить данное требование, либо дифференцировать участников проекта на тех, чье место расположения на территории ИНТЦ, и на тех, чье место расположения за пределами ИНТЦ. Соответственно предусмотреть разные меры поддержки для разных категорий участников проекта. Также целесообразно ограничиться требованием о нахождении на территории ИНТЦ филиала участника ИНТЦ.

Знал бы, где упасть, соломки бы подстелил

В силу императивных запретов, закрепленных в ст. 3 и ст. 5 ФЗ об ИНТЦ, ни участники проекта, ни третьи лица не имеют права собственности на земельные участки на территории ИНТЦ. Вопрос о приобретении права собственности на объекты недвижимости на территории ИНТЦ прямо не решен. Путем толкования закона можно установить, что запрет на приобретение права собственности распространяется на объекты недвижимости. При этом разработчики закона не учли два фактора.

Во-первых, в связи с тем, что территория ИНТЦ чаще всего располагается за городом, работники участников проекта, фонда и управляющей компании ИНТЦ и лиц, участвующих в реализации проекта, должны где-то жить. При этом необходимо учитывать, что ИНТЦ создается на большой период времени и люди могут жить на территории ИНТЦ постоянно на протяжении многих лет. В силу императивных запретов ФЗ об ИНТЦ застройщики не могут осуществлять строительство многоквартирных домов по правилам ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 № 214-ФЗ, т.к. работники для управляющей компании ИНТЦ являются третьими лицами, которые не могут пользоваться и иметь на каком-либо титуле объекты недвижимости на территории ИНТЦ. Целесообразно допустить строительство многоквартирных домов на территории ИНТЦ с соблюдением ограничений, но с распространением на эти отношения действия ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 № 214-ФЗ. Кто знает, может быть так можно будет возродить российскую практику наукоградов.

Во-вторых, разработчики закона также не учли, что приобретение права собственности на возводимый объект недвижимости не всегда связано с приобретением права собственности на земельный участок. В связи с этим допустима ситуация, при которой участник ИНТЦ возводит для себя объект капитального строительства, но не приобретает право собственности на земельный участок, а продолжает платить арендную плату за его использование. Целесообразно закрепить данный вариант в законе об ИНТЦ, что повысит инвестиционную привлекательность участия в ИНТЦ.

При разработке таких нормативно-правовых актов, как ФЗ об ИНТЦ, не нужно забывать, что дьявол кроется в деталях. Первый опыт применения этого закона показывает, что в нем больше концепции, чем конкретики. Непродуманными остались многие важные вопросы, среди которых механизм привлечения инвестиций. А если нет денег, чтобы начать проект, то вряд ли удастся его и закончить… Использование ИНТЦ важно для России, но также важно, чтобы ИНТЦ действительно, не на бумаге, достигали поставленных целей. А для этого нужно решить массу конкретных и во многом технических проблем.

Источник изображения: intc-sirius.ru

Рекомендуем

Статья

500 тысяч за елочку: чем может обернуться празднование Нового года

Можно ли 31 декабря громко слушать музыку, взрывать пиротехнику у окон соседей и не платить Дедушке Морозу, если тот пришел к ребенку навеселе? В новогоднюю ночь многие забывают о действующих законах и правилах, хотя делать этого не стоит. Как не нарваться на штраф за шумное застолье, неправильно срубленную елку или не в том месте запущенный салют, разбиралась «Сфера».

Статья

Дилеры против "Рено" и сбор налогов в 2023 году: главные события уходящей недели

Глава ФНС рассказал о сборе налогов в 2023 году. Кабмин намерен ужесточить контроль за зарубежными операциями российских компаний и ИП. Опубликовано расписание ОГЭ и ЕГЭ на 2024 год. Эти и другие новости — в традиционном дайджесте «Сферы».

Статья

Неясное будущее: какой статус могут получить маги и астрологи

Оставить как есть, запретить или организовать саморегулирование. В России развернулась общественная дискуссия о законодательном регулировании сферы метафизики и эзотерики. Как прописать критерии качества в предсказании будущего, «Сфера» узнала у экспертов в области права и сверхъестественного.

Нужно хоть что-то написать