Упомянутый выше закон направлен на создание дополнительных гарантий применения альтернативных процедур при разрешении правовых конфликтов, возникающих из гражданских, семейных, трудовых отношений. В частности, законопроектом предусматривается возможность удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в результате процедуры медиации без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда. В соответствии с законопроектом медиативное соглашение в случае его нотариального удостоверения будет иметь силу исполнительного документа.
Такое нововведение, вне всяких сомнений, является важнейшим шагом на пути развития института медиации, который в настоящее время не слишком востребован в России, но в силу своей правовой природы обладает значительным потенциалом в повышении эффективности внесудебного разрешения споров. В последние годы все большую актуальность приобретает проблема чрезвычайной загруженности судов: количество дел неукоснительно растет, а это, в свою очередь, приводит к повышению объема работы судебных органов и, следовательно, к необходимости увеличения бюджетных расходов на судебную систему.
Усиление внесудебных способов разрешения правовых конфликтов существенно снизит нагрузку на суды, что благоприятно отразится на состоянии системы правосудия в целом. Кроме того, процедура медиации как альтернативный метод разрешения споров очевидно выгодна для сторон, поскольку судебный процесс связан с высокими финансовыми и временными затратами, обременительными для его участников. Таким образом, развитие медиативных процедур способно существенным образом экономить юридическую энергию как судебных органов, так и спорящих сторон.
Ныне действующее законодательство определяет медиативное соглашение как гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. Соответственно, медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности, что согласуется с высокой степенью автономии сторон при обращении к процедуре медиации, однако не создает необходимых гарантий реализации выработанной общей позиции и уверенности в том, что достигнутое взаимоприемлемое решение впоследствии будет исполнено.
Придание медиативному соглашению силы исполнительного документа создаст возможности для принуждения стороны, уклоняющейся от исполнения условий медиативного соглашения, поскольку в случае неисполнения медиативное соглашение или его нотариально заверенная копия будут направлены судебному приставу-исполнителю, обладающему на основании законодательства об исполнительном производстве целым арсеналом мер принудительного исполнения. Благодаря исполнительной силе нотариально удостоверенного медиативного соглашения у сторон появятся необходимые гарантии его исполнения, что, несомненно, повысит привлекательность процедуры медиации среди физических и юридических лиц при урегулировании возникающих споров и будет способствовать совершенствованию медиативной практики. Таким образом, нотариальное удостоверение медиативного соглашения увеличит востребованность института медиации, а это, в свою очередь, позволит существенно снизить нагрузку на судебные органы и оптимизировать расходы, затрачиваемые сторонами на разрешение правового конфликта.
Необходимо также отметить, что придание медиативному соглашению исполнительной силы с помощью нотариального акта подтверждает значимость нотариальной деятельности как механизма превентивного правосудия и создает предпосылки для расширения компетенции нотариуса в сфере примирительных процедур. Исходя из этого, следующим этапом укрепления роли медиации в российской правовой системе могло бы стать наделение нотариуса правом выступать в качестве медиатора:
- Во-первых, уже в настоящее время нотариус при осуществлении своей деятельности выполняет некоторые функции медиатора: выясняет подлинную волю сторон, оценивает правовые последствия совершения нотариальных действий, разъясняет сторонам их права и обязанности.
- Во-вторых, правовой статус нотариуса, который независим и беспристрастен в своей деятельности и чья профессиональная ответственность гарантирована системой страхования, в полной мере согласуется с характером медиативных услуг.
- В-третьих, опыт зарубежных правопорядков демонстрирует эффективность работы нотариуса в роли медиатора в случаях внесудебного разрешения гражданско-правовых споров. Такой подход широко применяется во Франции и Германии. Поэтому следует признать, что нотариат обладает широкими возможностями для стабилизации гражданского оборота, которые могут быть обеспечены, в том числе, активным участием нотариуса в медиативных процедурах.