Роль нотариуса в развитии института медиации в России

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18 июля 2019 г.№ 191-ФЗ, принятый Госдумой, регламентирует порядок и особенности группового производства не только в арбитражном, но и в гражданском процессе. Ранее возможность групповой защиты нарушенных прав и законных интересов предусматривалась только в арбитражном процессе, однако с принятием нового закона право на подачу группового иска появилось и в гражданском судопроизводстве. Еще одной важной законодательной новеллой стало введение нотариального соглашения о распределении судебных расходов, которое гарантирует гражданам наиболее удобные условия участия в групповом производстве и распределение судебных расходов предпочтительным для них способом.
Время прочтения: 5 минут

Упомянутый выше закон направлен на создание дополнительных гарантий применения альтернативных процедур при разрешении правовых конфликтов, возникающих из гражданских, семейных, трудовых отношений. В частности, законопроектом предусматривается возможность удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в результате процедуры медиации без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда. В соответствии с законопроектом медиативное соглашение в случае его нотариального удостоверения будет иметь силу исполнительного документа.

Такое нововведение, вне всяких сомнений, является важнейшим шагом на пути развития института медиации, который в настоящее время не слишком востребован в России, но в силу своей правовой природы обладает значительным потенциалом в повышении эффективности внесудебного разрешения споров. В последние годы все большую актуальность приобретает проблема чрезвычайной загруженности судов: количество дел неукоснительно растет, а это, в свою очередь, приводит к повышению объема работы судебных органов и, следовательно, к необходимости увеличения бюджетных расходов на судебную систему. 

Усиление внесудебных способов разрешения правовых конфликтов существенно снизит нагрузку на суды, что благоприятно отразится на состоянии системы правосудия в целом. Кроме того, процедура медиации как альтернативный метод разрешения споров очевидно выгодна для сторон, поскольку судебный процесс связан с высокими финансовыми и временными затратами, обременительными для его участников. Таким образом, развитие медиативных процедур способно существенным образом экономить юридическую энергию как судебных органов, так и спорящих сторон.

Ныне действующее законодательство определяет медиативное соглашение как гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. Соответственно, медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности, что согласуется с высокой степенью автономии сторон при обращении к процедуре медиации, однако не создает необходимых гарантий реализации выработанной общей позиции и уверенности в том, что достигнутое взаимоприемлемое решение впоследствии будет исполнено.

Придание медиативному соглашению силы исполнительного документа создаст возможности для принуждения стороны, уклоняющейся от исполнения условий медиативного соглашения, поскольку в случае неисполнения медиативное соглашение или его нотариально заверенная копия будут направлены судебному приставу-исполнителю, обладающему на основании законодательства об исполнительном производстве целым арсеналом мер принудительного исполнения. Благодаря исполнительной силе нотариально удостоверенного медиативного соглашения у сторон появятся необходимые гарантии его исполнения, что, несомненно, повысит привлекательность процедуры медиации среди физических и юридических лиц при урегулировании возникающих споров и будет способствовать совершенствованию медиативной практики. Таким образом, нотариальное удостоверение медиативного соглашения увеличит востребованность института медиации, а это, в свою очередь, позволит существенно снизить нагрузку на судебные органы и оптимизировать расходы, затрачиваемые сторонами на разрешение правового конфликта.

Необходимо также  отметить, что придание медиативному соглашению исполнительной силы с помощью нотариального акта подтверждает значимость нотариальной деятельности как механизма превентивного правосудия и создает предпосылки для расширения компетенции нотариуса в сфере примирительных процедур. Исходя из этого, следующим этапом укрепления роли медиации в российской правовой системе могло бы стать наделение нотариуса правом выступать в качестве медиатора:

  • Во-первых, уже в настоящее время нотариус при осуществлении своей деятельности выполняет некоторые функции медиатора: выясняет подлинную волю сторон, оценивает правовые последствия совершения нотариальных действий, разъясняет сторонам их права и обязанности.
  • Во-вторых, правовой статус нотариуса, который независим и беспристрастен в своей деятельности и чья профессиональная ответственность гарантирована системой страхования, в полной мере согласуется с характером медиативных услуг.
  • В-третьих, опыт зарубежных правопорядков демонстрирует эффективность работы нотариуса в роли медиатора в случаях внесудебного разрешения гражданско-правовых споров. Такой подход широко применяется во Франции и Германии. Поэтому следует признать, что нотариат обладает широкими возможностями для стабилизации гражданского оборота, которые могут быть обеспечены, в том числе, активным участием нотариуса в медиативных процедурах.

Рекомендуем

Статья

Цифровизация нотариата: итоги и перспективы развития

19 июня в Астане прошла Международная научно-практическая конференция «Нотариат в современном обществе: конституционные гарантии и вызовы времени». Эксперты из 11 стран обсудили цифровизацию института, защиту прав граждан и новые технологии в нотариальной деятельности. Подробнее читайте в материале «Сферы».

Авторский взгляд

Реформа нотариата: новые правила игры

В новом проекте федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», разработанном Минюстом, предлагается исключить совместную компетенцию министерства и Федеральной нотариальной палаты (ФНП) в принятии подзаконных актов. Сейчас ключевые нормативные акты в сфере нотариата требуют согласования с профильным сообществом. Однако, по мнению Минюста, это приводит к блокировке важных инициатив ведомства. Если законопроект будет принят, министерство получит исключительное право регулирования нотариальной деятельности. Заявляется, что реформа направлена на ускорение принятия решений. При этом она вызывает дебаты между заинтересованными сторонами. Подробнее о реформе в авторской колонке для «Сферы» рассказала юрист с 20-летним стажем, предприниматель, эксперт по правовому сопровождению бизнеса Татьяна Ваганова.

Статья

Как QR-код защищает нотариальные документы от фальсификации

В прошлом году более 100 тысяч россиян смогли всего за несколько секунд проверить подлинность выданных им нотариальных документов с помощью камеры на своем мобильном телефоне. Дело в том, что эти бумаги с 2021 года маркируются особым образом — в правом нижнем углу проставляется QR-код. Насколько защищён этот «чёрный квадрат» от подделки? Какие документы подлежат обязательному маркированию? И какая информация зашифрована в QR-коде? Читайте в материале «Сферы».

Нужно хоть что-то написать