Реальная опасность плагиата: что будет, если украсть товарный знак

Товарный знак любой компании неразрывно связан с ее имиджем. Это лицо бренда – и отражение его деловой репутации. Товарный знак легко украсть, но не всегда просто защитить. Как сделать лицо своей компании неуязвимым, спасти от синяков и двойников, рассказывает старший преподаватель кафедры интеллектуальных прав Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина Aрина Ворожевич.
Время прочтения: 4 минуты

Знаки бывают разные

На товарный знак как объект интеллектуальной собственности распространяются исключительные права обладателя. Ответственность за их нарушение наступает при наличии вины. Но всегда ли оно однозначно доказуемо? В случае с «кражей» товарного знака можно столкнуться с простой небрежностью: человек или организация использовали чужой знак, не проверив его (что, впрочем, не освобождает их от ответственности).

От сущности товарного знака во многом зависят основания и условия наступления ответственности за нарушение исключительных прав. Какие же существуют товарные знаки?

  • Суггестивные. Не представляют собой понятные, известные объекты, однако через ассоциации потребителей намекают на свойства или характеристику товара.
  • Товарные знаки и обозначения, где использованы слова, как существующие в каком-либо языке (например, Apple), так и вымышленные (Adidas, Kodak).

Например, если в качестве товарного знака используется распространенное слово (тот же Apple), при возникновении спора суд может счесть «похитителя» невиновным – если ему удастся доказать, что слово было использовано лишь для описания.

Также при назначении судом ответственности учитываются характеристики товаров и их потребители. К примеру, если речь идет о товарах для узкоспециализированной аудитории, суд может постановить, что продуктом пользуются люди, которые обладают специальными знаниями, и схожесть брендов не может ввести их в заблуждение.

Как наказывают за нарушения?

Все наказания делятся на два типа: меры защиты и меры ответственности. К мерам защиты относятся запрет на дальнейшее использование чужого товарного знака и изъятие контрафактных товаров. Меры ответственности – это возмещение убытков и взыскание компенсации. Они создают дополнительную обязанность для нарушителя.

Правообладатель может взыскать убытки, но, как правило, речь идет о взыскании компенсации, так как убытки в области интеллектуального права сложно доказать.

Компенсация может быть рассчитана тремя способами:

  1. В твердой сумме от 10 тысяч до 5 млн рублей.
  2. В двукратном размере стоимости права на использование.
  3. В двукратном размере стоимости контрафактных товаров.

Примечательно, что выбор способа осуществляется истцом, а не судом. При расчете не учитывают, намеренно или ненамеренно действовал нарушитель.

В правоприменительной практике существует проблема с множественностью нарушений и, соответственно, с множественностью компенсаций. Суды привыкли считать: сколько было исключительных прав, столько и нарушений, а сколько нарушений – столько и компенсаций. Однако если следовать этой логике, сумма компенсации может получиться слишком большой. Эту проблему в 2016 году решал Конституционный суд РФ – и вынес постановление № 28-П. Оно гласит, что компенсация может быть взыскана ниже низшего предела, если она рассчитывается в твердой сумме. При этом должны быть указаны критерии, по которым она снижается. Учитываются следующие обстоятельства:

  • Несоразмерность компенсации фактически понесенным убыткам.
  • Повторно или впервые совершено нарушение.
  • Использовал ли он чужой товарный знак для своей основной деятельности. Имущественное положение нарушителя.
  • Наличие у него несовершеннолетних детей.

В 2017 году уже Верховный суд РФ принял определение, согласно которому:

  • Постановление КС РФ может применяться не только к ИП, но и к юридическим лицам.
  • Компенсация может быть ниже низшего порога вне зависимости от того, каким способом рассчитывается.
  • О снижении компенсации должен заявить ответчик. Он должен обосновать суду, по каким причинам этот размер должен быть снижен.

Подробнее об особенностях защиты товарных знаков и сложностях правоприменительной практики – в лекции Арины Ворожевич.

Рекомендуем

Авторский взгляд

Франчайзинг, залог и заработок: все, что нужно знать о товарном знаке

На Петербургском международном экономическом форуме 2024 года часто обсуждали тему товарных знаков. Президент России Владимир Путин отметил, что собственный товарный знак становится свидетельством качества и экономическим активом. Количество заявок на регистрацию брендов растет. Это направлено на охрану прав в классах одежды, обуви, программного обеспечения, в области фармацевтики, парфюмерии, косметики, кондитерских изделий. Как заработать на личном бренде и зачем сдают в залог товарные знаки, рассказала «Сфере» руководитель практики «Интеллектуальное право» ЮК «Лемчик, Крупский и Партнеры» Елена Баршай.

Статья

В суд или ФАС? Как правильно защищать свой бренд

Защитить свой бренд можно двумя способами: через суд или антимонопольную службу, рассказал адвокат, заместитель руководителя практики разрешения споров юридической компании PATENTUS Максим Волков. Специалист рассмотрел все «за» и «против» обоих подходов, а также дал обобщенную инструкцию для тех, кто готов отстаивать свои интересы.

Статья

Как товарные знаки для самозанятых могут изменить рынок интеллектуальной собственности

С 28 июня 2023 года в России самозанятые получат право регистрировать собственные товарные знаки. Ранее такая привилегия была доступна только юридическим лицам либо индивидуальным предпринимателям. Зачем самозанятым товарный знак, как его оформить и защитить от конкурентов, в чем плюсы и минусы нововведения — в материале «Сферы».

Нужно хоть что-то написать