Знаки бывают разные
На товарный знак как объект интеллектуальной собственности распространяются исключительные права обладателя. Ответственность за их нарушение наступает при наличии вины. Но всегда ли оно однозначно доказуемо? В случае с «кражей» товарного знака можно столкнуться с простой небрежностью: человек или организация использовали чужой знак, не проверив его (что, впрочем, не освобождает их от ответственности).
От сущности товарного знака во многом зависят основания и условия наступления ответственности за нарушение исключительных прав. Какие же существуют товарные знаки?
- Суггестивные. Не представляют собой понятные, известные объекты, однако через ассоциации потребителей намекают на свойства или характеристику товара.
- Товарные знаки и обозначения, где использованы слова, как существующие в каком-либо языке (например, Apple), так и вымышленные (Adidas, Kodak).
Например, если в качестве товарного знака используется распространенное слово (тот же Apple), при возникновении спора суд может счесть «похитителя» невиновным – если ему удастся доказать, что слово было использовано лишь для описания.
Также при назначении судом ответственности учитываются характеристики товаров и их потребители. К примеру, если речь идет о товарах для узкоспециализированной аудитории, суд может постановить, что продуктом пользуются люди, которые обладают специальными знаниями, и схожесть брендов не может ввести их в заблуждение.
Как наказывают за нарушения?
Все наказания делятся на два типа: меры защиты и меры ответственности. К мерам защиты относятся запрет на дальнейшее использование чужого товарного знака и изъятие контрафактных товаров. Меры ответственности – это возмещение убытков и взыскание компенсации. Они создают дополнительную обязанность для нарушителя.
Правообладатель может взыскать убытки, но, как правило, речь идет о взыскании компенсации, так как убытки в области интеллектуального права сложно доказать.
Компенсация может быть рассчитана тремя способами:
- В твердой сумме от 10 тысяч до 5 млн рублей.
- В двукратном размере стоимости права на использование.
- В двукратном размере стоимости контрафактных товаров.
Примечательно, что выбор способа осуществляется истцом, а не судом. При расчете не учитывают, намеренно или ненамеренно действовал нарушитель.
В правоприменительной практике существует проблема с множественностью нарушений и, соответственно, с множественностью компенсаций. Суды привыкли считать: сколько было исключительных прав, столько и нарушений, а сколько нарушений – столько и компенсаций. Однако если следовать этой логике, сумма компенсации может получиться слишком большой. Эту проблему в 2016 году решал Конституционный суд РФ – и вынес постановление № 28-П. Оно гласит, что компенсация может быть взыскана ниже низшего предела, если она рассчитывается в твердой сумме. При этом должны быть указаны критерии, по которым она снижается. Учитываются следующие обстоятельства:
- Несоразмерность компенсации фактически понесенным убыткам.
- Повторно или впервые совершено нарушение.
- Использовал ли он чужой товарный знак для своей основной деятельности. Имущественное положение нарушителя.
- Наличие у него несовершеннолетних детей.
В 2017 году уже Верховный суд РФ принял определение, согласно которому:
- Постановление КС РФ может применяться не только к ИП, но и к юридическим лицам.
- Компенсация может быть ниже низшего порога вне зависимости от того, каким способом рассчитывается.
- О снижении компенсации должен заявить ответчик. Он должен обосновать суду, по каким причинам этот размер должен быть снижен.
Подробнее об особенностях защиты товарных знаков и сложностях правоприменительной практики – в лекции Арины Ворожевич.