Разве это Том Ям? Когда закон находится на стороне посетителя ресторана

Представьте ситуацию: вечером в субботу вы забронировали столик в недавно открывшемся модном ресторане. Меню нареканий не вызывает, интерьер выполнен со вкусом, а персонал ненавязчивый и вежливый. Вы заказываете легкий салат, острый азиатский супчик и лимонад. И вот официант уже спешит к вам. Подача. Первая проба. И немой вопрос: да как это вообще можно есть?
Время прочтения: 5 минут

На грани

Гражданина в любом заведении защищают Закон о защите прав потребителей и Правила оказания услуг общественного питания. Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036, потребитель вправе отказаться от оплаты, если обнаружил существенные недостатки при оказании услуги.

Но какие ситуации могут быть спорными? Если вы заказали блюдо, съели и только потом сообщили официанту, что еда была невкусной, можно не платить? А может быть, вы недавно были в Таиланде, где частенько лакомились супом Том Ям, приготовленным из отборных креветок, кокосового молока и лайма, сорванного на ваших глазах. Вернувшись из отпуска, заказали любимое блюдо в кафе, но оно и близко не похоже на то, что вы ели в Азии. «Хотите сказать, это Том Ям? Мне есть с чем сравнивать. Заберите это сейчас же и исключите из счета!». Так можно?

Нет. Заплатить за блюдо придется, если технология приготовления была соблюдена, ингредиенты не просрочены и посторонних предметов в супе не обнаружено.   

Исключения

Ресторан обязан предоставить товар или оказать услугу, которые будут пригодны для использования. Это значит, что блюдо должно быть съедобным и не должно навредить здоровью потребителя. Такие требования обозначены в пункте 16 Правил общепита.

В законе четко не прописано, что можно считать качественным, а что нет. Однако, существуют требования СанПиНа – все позиции в меню должны строго им соответствовать.

Конечно, какой-то продукт может иметь весьма экзотический и необычный вкус, даже показаться испорченным – такие уж у него особенности. Однако, в пунктах 1 и 2 ст. 4 Закона о защите прав потребителей указано, что гость заведения должен заранее понимать, какое блюдо он получит. Поэтому, если вы оказались в исландском ресторане и практически не глядя выбрали позицию с заманчивым названием Хакарл, а официант не предупредил, что получите вы тухлое мясо акулы – можно отказаться и не платить.

Также согласно пункту 3.5 третьего раздела СанПиН 2.3/2.4.3590-20, в ресторанах запрещено подавать готовые блюда на следующий день или замораживать их для подачи в другие дни.

Как понять, что блюдо некачественное? Заказали шашлык – принесли обугленные угольки, которые невозможно жевать, заказали пиццу – подали практически кусок картона со сгоревшим тестом и сыром. Некачественным можно считать остывшее или наоборот растаявшее блюдо – его также можно попросить заменить. Заказали сырную тарелку, а там один из сыров с плесенью – ничего удивительного, а вот гамбургер с плесенью или прокисший суп – серьезное нарушение.

Некачественными считаются и блюда с посторонними предметами внутри – волос, кусок пластика или даже мертвое насекомое. Их на законных основаниях просим не включать в счет.  

Когда в блюдо вместо заявленной в меню форели кладут карпа, а свиной шашлык выдают за куриный – это обман потребителя. Если нужного ингредиента в наличии ресторана нет, об этом обязаны предупредить гостя.

Потребовать изменить счет или заменить блюдо можно и в случае недовеса. Например, вы заказали килограмм шашлыка, но визуально понимаете, что на тарелке максимум 600 граммов. Конечно, мало кто посещает ресторан с кухонными весами, но, если вы уверены, что зрение не подводит, можно попросить официанта предоставить весы и у него на глазах взвесить блюдо.

На утро поплохело

На следующий день после ужина в ресторане вы проснулись с недомоганием – чувствуете слабость, тошноту, боли в животе – это повод обратиться в суд, если вы уверены, что причина в некачественной еде из общепита. Соответствующая возможность предусмотрена статьей 7 Закона о защите прав потребителей.

В первую очередь нужно отправиться в медицинскую организацию, чтобы зафиксировать факт отравления и получить помощь.

После выздоровления необходимо будет доказать, что причина отравления в еде из ресторана. Для этого можно обратиться в сертифицированные компании, занимающиеся независимыми экспертизами на соответствие требованиям о безопасности пищевой продукции. Если нарушения будут зафиксированы – смело требуйте компенсацию.

Рекомендуем

Статья

Приятного аппетита: станет ли детское меню в ресторанах дешевле?

В Госдуме хотят урегулировать ценники в меню кафе и ресторанов. Разбирались вместе с юристами «Сферы», насколько правомочно сделать стоимость блюд законодательно меньше, чем хочет бизнес. И в каких случаях можно вообще не платить за обед.

Статья

Потребитель всегда прав? Обзор практики Верховного суда РФ

Обледеневшая лестница, скидка в 846 раз, неподанный автобус. «Сфера» подготовила подборку самых интересных дел по потребительским вопросам, дошедших до Верховного Суда Российской Федерации.

Статья

Как вернуть деньги за некачественный товар: инструкция «Сферы»

В магазине телефон работал исправно, а дома не видит сеть. Картинка у телевизора при покупке была яркой, а через пару дней появилась рябь. В большинстве случаев товар с производственным браком подлежит возврату. По общему правилу сделать это можно, если недостатки обнаружились в течение гарантийного срока или срока годности. Однако компенсацию можно потерять, если допустить ряд ошибок. Как этого избежать — в инструкции «Сферы».

Нужно хоть что-то написать